Библиотечно-информационный центр Шуйского филиала ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
Ученые записки ШГПИ: наука в лицах
Меню сайта

Важно
[03.04.2019]
Национальный стандарт на библиографическое описание источников (0)

Новости
[28.10.2024]
26-е Чтения по региональной казуальной истории «Уездная старина»
[25.10.2024]
Выставка "Историк родного края" к 70-летию Ю.А. Иванова
[22.10.2024]
Выставка «О важности семейного воспитания»
[21.10.2024]
Выставка «Памятники природы»
[07.10.2024]
Выставка «Моя семья, моя родословная»

Форма входа

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.11.2024, 00:59

Ученые записки ШГПИ: наука в лицах*

В 2022 году исполнится 70 лет со дня образования в городе Шуе государственного педагогического института. Сегодня хочется затронуть тему издания в вузе Ученых записок с 1955 по 1962 годы. В известной  энциклопедии Брокгауза и Ефрона 1902 года находим следующее определение данного сборника: «Под таким заглавием издавались и издаются различными учеными учреждениями, преимущественно университетами, сборники, где печатаются научные статьи, диссертации, представляемые для получения ученых степеней, их разборы, речи, произносимые на годичных актах, вступительные, пробные и публичные лекции профессоров, отчеты и протоколы заседаний, распоряжения по университету, библиографические указатели и т. п. справочные сведения. "Ученые записки", издаваемые университетами, выходят обыкновенно в неопределенные сроки и делятся на две части: официальную (протоколы, отчеты и т. п.) и неофициальную (статьи научного содержания и т. п.). Многие "Ученые записки" дают еще особые прибавления, где печатаются университетские курсы профессоров, материалы, указатели, таблицы и т. п.»

Обращаясь к истории данного вопроса, отметим, что министр народного просвещения  граф Сергей Семенович Уваров в 1833 году писал в циркулярном письме о том, чтобы «Ученые записки российских университетов представляли их специфику как центров того или иного культурного локуса империи и одновременно обеспечивали общеевропейскую нормативность данного университета как научного и учебного института». Задачи Ученых записок состояли «в сообщении полезных знаний в области ума, природы и искусства; в рассматривании отличнейших произведений словесности иностранной и в особенности отечественной; в извещении о новых ученых исследованиях и открытиях». Все преподаватели обязывались представлять в Ученые записки свои труды. Контроль над этим осуществляли ректор и попечитель. Здесь можно вспомнить Ученые записки Московского университета, Ученые записки, издаваемые императорским Казанским университетом, первым редактором которых был ректор Н.И. Лобачевский.

Судьба советских университетских изданий соответствовала непростой судьбе издававших их организаций. Они выходили нерегулярно, могли закрываться по тем или иным политическим и экономическим причинам. В «Летописи периодических изданий» за 1949 г. рубрика «Издания смешанного содержания», практически целиком состоящая из «Трудов», «Ученых записок» и «Научных известий» разного рода университетов и институтов, насчитывалось 140 названий. Речь идет о периодических изданиях, которые могли выходить несколькими сериями, но нерегулярно, причем каждый сборник имел статус выпуска или тома и очень редко — номера. Серия или том «Трудов» и «Ученых записок» могли представлять не только дисциплину, но также деятельность факультета, кафедры, семинара или научного общества (в том числе студенческого). Система распространения данных изданий не была отлажена.

Право на издание Ученых записок в ШГПИ было получено в 1953 году. Обращаясь к сборнику, видим, что каждый выпуск посвящен разным областям науки: чаще всего  педагогике, филологии, истории, физике и математике. Издавала книги Шуйская типография имени Фрунзе тиражом в 500 экземпляров. Всего они печатались 10 раз.

Первый выпуск Ученых записок вышел в 1955 году под редакцией профессора А.В. Козырева, кандидата педагогических наук А.Н. Дмитриева, доцента И.М. Телегина. Ответственной за данный выпуск была кафедра педагогики. Сборник содержал 10 статей, посвященных вопросам литературоведения, истории педагогики, методики преподавания школьных дисциплин. В конце книги находилось содержание и список опечаток с исправлениями. Объем первого выпуска составил 250 страниц. Второй выпуск вышел также в 1955 году. В его издании активно участвовал факультет языка и литературы. В разные годы ответственными редакторами Ученых записок были: доцент В.М. Белицкий, доцент Н.М. Карпенко, доцент Л.П. Жак, доцент Г.С. Манеев, доцент А.А. Калинников, доцент В.Ф. Грачев.

Прежде чем начать разговор о тематике научных публикаций в Шуйском государственном педагогическом институте в период середины 50-х начала 60-х годов, нужно вспомнить политическую, экономическую ситуацию в стране в этот период времени. С 1954-55 гг. наметился новый образовательный курс, который нашёл своё воплощение в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24 декабря 1958 г., а также в хрущёвской реформе образования. Н.С. Хрущев выдвигал идею «о приведении образовательной системы в соответствие с потребностями в рабочей силе на производстве и в сельском хозяйстве». В этих областях страна столкнулась с нехваткой квалифицированных технических кадров, вызванной тем, что основная часть выпускников средней школы хотели продолжить  обучение в высших учебных заведениях. Другими словами, требовалось повысить престиж профессионального образования и вернуть молодежь к тем специальностям, которые были необходимы для развития экономики страны. Таким образом, школа получала «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащиеся имели представление об одной или нескольких профессиях. В 1952—1956 гг. важным элементом системы трудового воспитания и политехнического обучения в советской школе являлось осуществление политехнического принципа в преподавании основ наук. Новые учебные программы по физике, химии, биологии, по сравнению с прежними, предусматривали более широкое ознакомление школьников с применением законов этих наук в современном производстве; увеличилось также число практических и лабораторных работ; в IV—IX классах вводилась специальная экскурсионная неделя. В 1953-1955 гг. был внесен ряд изменений в учебные планы педвузов, в частности по линии усиления политехнической подготовки студентов на естественных и физико-математических факультетах. Обозначенное руководством страны направление развития образования нашло отражение в деятельности  ШГПИ, тематике научных работ. В каждой статье заметна  идеологическая составляющая. Познакомимся с некоторыми именами преподавателей вуза, работавшими здесь в указанный период.

Психолого-педагогические науки

Исторические науки

Филологические науки

Физико-математические науки

Физическая культура

Экономические науки

Новиков С.С. кандидат экономических наук в статье «Себестоимость промышленной продукции и народнохозяйственное значение её снижения» приводит фактический материал из отчётов работы промышленных предприятий города Шуи за 1958 год. Например, на Шуйской суконной фабрике в указанном году рационализаторами и изобретателями было подано 84 предложения, из которых внедрены 69, что позволило сэкономить 12000 рублей. Здесь же приводятся имена лучших изобретателей. Автор приводит статистические данные по стране, связанные с уровнем жизни населения. Государственные розничные цены на предметы личного потребления на 01.04.1954 года были ниже индекса цен 1947 года в 2,3 раза и т.п.

В статье «О некоторых резервах роста производительности труда и снижения себестоимости продукции на текстильных предприятиях города Шуи» С.С. Новиков приводит конкретные достижения и неиспользованные возможности предприятий в деле выполнения плана семилетки; интересные факты, рассказывающие об организации работы предприятий, развития социалистического соревнования среди бригад, передовиков производства.

О проблемах, связанных с качеством выпускаемой текстильной  продукции, говорит автор в статье «Повышение качества продукции – важнейшая задача строительства коммунизма». По мнению ученого, многое в работе предприятий нужно улучшить, изменить, чтобы соответствовать лозунгу  «Если ивановское, так только отличное».

В своей работе «Модернизация оборудования и её экономическая эффективность в текстильной промышленности» С.С. Новиков рассматривает одно из направлений технического прогресса – модернизацию - на примере текстильной промышленности Ивановского совнархоза. Он приходит к выводу, что комплексная модернизация сберегает большое количество средств.

 

Хронология выпусков Ученых записок Шуйского государственного педагогического института

№ Выпуска Год Область науки
1  1955  Педагогические науки
2  1955  Филологические науки, литературоведение
3  1956  Литературоведение
4  1957  Педагогические науки, литературоведение, исторические науки, психология, методика преподавания
5  1957  Литературоведение, исторические науки, психология, вопросы политехнической подготовки студентов пединститутов
6 1958 Педагогические науки, физико-математические науки
7 1958 Педагогические науки, исторические науки, психология, филологические науки
8 1959 Педагогические науки, исторические науки,  филологические науки
9 1960 Педагогические науки, исторические науки,  филологические науки, литературоведение, экономические науки
10 1963 Педагогические науки, исторические науки,  филологические науки, литературоведение, экономические науки

*Сбор и обработка материалов заведующий БИЦ Н. С. Курникова.

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz