Библиотечно-информационный центр Шуйского филиала ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
Психолого-педагогические науки
Меню сайта

Важно
[03.04.2019]
Национальный стандарт на библиографическое описание источников (0)

Новости
[25.04.2024]
"Круглый стол "Шуйская страница в летописи памяти профессора М. Т. Баранова: к 100-летию со дня рождения"
[18.04.2024]
Выставка «Во славу малой родины»
[15.04.2024]
Выставка «Екатерина II»
[09.04.2024]
Новый раздел «Пушкин в школе» выставки «Русский гений»
[01.04.2024]
Книжная выставка «Азбука нравственности»

Форма входа

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.04.2024, 08:36

Психолого-педагогические науки

Екатерина Егоровна Букина родом из Псковской области, окончила Ленинградский государственный университет имени Жданова психологическое отделение философского факультета в 1950 году и начала  работать старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии Шахтинского учительского института. Через несколько лет  её направили на работу в Шуйский государственный педагогический институт.

В своей статье «Формирование представлений на основе описания и непосредственного восприятия» (на материале изучения учащихся 4 класса) она ставила задачу – проследить процесс формирования зрительных представлений у учащихся 4 класса, выявить основные этапы формирования, рассмотреть, как на этих этапах соотносятся конкретное и обобщенное в представлении. Для решения этой задачи были рассмотрены особенности представлений учащихся, возникших на основе слова, и влияние на них непосредственного восприятия изображений предметов (кратковременного и более длительного, включенного в процесс срисовывания). Была использована соответствующая методика эксперимента. Материалом для него стали басни И.А. Крылова. Эксперимент состоял из 4 серий. В результате был сделан следующий вывод: «восприятие наглядного материала, включенное в деятельность с ним, являясь активным и произвольным восприятием, обеспечивает необходимые условия формирования правильных и полных представлений». Позже, в начале 60-х гг., Екатерина Егоровна защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата пед. наук (по психологии) «Формирование представлений у школьников 4-го класса» в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1964 по 1995 гг. она работала в Калмыцком государственном педагогическом институте, позже университете. Из них 6 лет (с 1964 по 1971) заведовала кафедрой педагогики и психологии. Е.Е. Букина являлась первым профессиональным психологом Калмыкии. В своей книге «С Калмыкией в сердце» она рассказывает о времени и о себе, о том, как развивалось образование в стране.

Татьяна Николаевна Вострухина родилась в 1900 году в Рязанской губернии в семье служащего ижевского банка. После революции многодетная семья переехала в деревню. Татьяна Николаевна окончила учительскую семинарию в Горьковской области и до 1928 года работала в школе. Затем поступила в Московскую Академию Коммунистического воспитания им. Крупской на школьное отделение. В качестве кандидата в члены ВКП (б) она была прикреплена для усиления идеологической работы к партийной организации трамвайного парка. Комиссией по чистке в 1930 году ей было поставлено «на вид» за недостаточно эффективную идеологическую работу. Но, тем не менее, в 1931 году Т.Н. Вострухина стала членом коммунистической партии. С 1931 года она преподавала  педагогику в училищах Ивановской области. В 1939 году становится преподавателем в Шуйском учительском институте. Во время Великой Отечественной войны Вострухина Т.Н. была директором института, а затем заместителем директора по учебной и научной работе. Она организовала работу агитколлекива во время войны, читала лекции в госпиталях и на предприятиях. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

В Ученых записках опубликована большая статья Т.Н. Вострухиной «Начальное образование в бывшей  Владимирской губернии в 70-80 годы 19 века», которая позже послужила основой её кандидатской диссертации. В своей работе автор освещает следующие вопросы: общественно-педагогическое движение в России в 70-80 годы 19 века; Положение 1874 года о начальных народных училищах; деятельность земских, городских, сельских обществ в области начального образования; развитие церковно-приходских школ и др. Анализируя архивные документы,  Вострухина Т.Н. приходит к определённым выводам, а именно: в 70-80 годы 19 века начальное образование во Владимирской губернии достигает значительного развития; в создании начальных школ активно участвуют широкие слои населения; повышается научный и методический уровень преподавания в земских школах; открывается первая учительская семинария; проводится 1-й съезд-курсы учителей начальных училищ; передовые учителя губернии создают школы, которые становятся образцом для других и т.д. По мнению ученого, в истории развития начального образования Владимирской губернии имелось много интересных фактов, которые могли бы иметь значение при изучении развития образования в России.

Николай Маркович Карпенко родился в Витебске в 1907 году. С 10 лет работал на заводе, затем окончил рабфак ЛЭТИ, по командировке Петроградского РК ВКП (б) был зачислен в рабочую аспирантуру института мозга им. Бехтерева. Затем окончил основную аспирантуру данного вуза в 1937 году и работал там старшим научным сотрудником, совмещая работу с преподаванием курса психологии на рабфаке и других образовательных учреждениях. Во время Великой Отечественной войны Н.М. Карпенко был военкомом штаба М.П.В.О Петроградского района, заместителем командира батареи по п/ч и т.д. В 1947 году защитил диссертацию на ученую степень кандидата педагогических наук (по психологии). В связи с реорганизацией института мозга им. Бехтерева и ликвидацией отдела психологии, Карпенко Н.М. переведен на работу в Ленинградский государственный педагогический институт на кафедру психологии. В 1953 году переведен на работу директором в Новгородский педагогический институт, он возглавлял так же кафедру педагогики и психологии. Позже Н.М. Карпенко работал заместителем директора по учебной и научной работе в Шуйском государственном педагогическом институте, где публиковал свои труды в Ученых записках. После нашего вуза учёный по приказу Министерства просвещения РСФСР был переведен на работу в Южно-Сахалинский педагогический институт.

Рассмотрим проблемы, которые исследовал ученый.

Статья «К вопросу о 2-х путях формирования представлений» (Из опыта советской психологической науки). В данной работе была поставлена задача – проследить своеобразие процесса формирования представлений на основе непосредственного восприятия объектов и в процессе их описания. Решение этого вопроса имело не только теоретический, но и практический интерес. Автор проводил тесты, эксперименты с испытуемыми, подробно описав их в статье. В выводах Карпенко отмечает, что своеобразие формирования представлений на основе непосредственного восприятия объектов и описания их идет не только по психологическим механизмам, но и на основе своих глубоких физиологических процессов, что дает ему основания утверждать наличие 2-х путей формирования представлений: на основе непосредственного восприятия объектов и на основе описания объектов.

Следующая статья «Сохранение цветового тона в представлении о цвете» - попытка изучить сохранность цветового тона в представлении о цвете. По мнению автора, эта задача могла быть успешно реализована лишь в процессе сравнительного анализа восприятия и представления цветового тона. Учёным была разработана специальная методика для проведения экспериментов, схемы, графики и т.д. Карпенко Н.М. приходит к выводу, что сохранение образа истинного цвета в представлениях зависит: от физических качеств цвета, от индивидуальных различий чувствительности к зелёному и красному цветам.

 Статья «К вопросу о сохранении в представлениях последовательности простейших цветных объектов» является продолжением темы, затронутой автором в предыдущей работе. Экспериментально Карпенко Н.М. установил, что одни цвета (фиолетовый, синий, голубо-зелёный, жёлтый) более точно сохраняются в представлениях, другие (зелёный, оранжевый, красный) сохраняются с меньшей точностью. Задача данной работы – изучить сохранение цвета в представлениях не только со стороны их основных качеств, но и в условиях взаимодействия цветов и их пространственных соотношений (последовательность расположения). В ходе исследования учёный пришел к  следующему выводу: не только динамические стереотипы первой сигнальной системы выражают физиологические основы представлений о последовательности объектов, но и динамические стереотипы 2-й сигнальной системы у человека в особенности. Опыты подтвердили, что лучше всего закреплялась, сохранялась и воспроизводилась последовательность цветов, расположение которых было приближено к спектральному.

В разные годы учёным были написаны  труды, которые издавались, в т.ч., сборнике «Труды института мозга им. Бехтерева».

Список трудов.

 Александр Васильевич Козырев - один из организаторов системы высшего образования в СССР. Он родился в 1896 году во Владимирской губернии в крестьянской семье. Начал свою трудовую деятельность в сельской школе в Архангельской области, а после революции 1917 года поехал в Москву и поступил учиться в народный университет имени А.Л. Шанявского. Затем он участвовал в гражданской войне в качестве комиссара отряда лыжников на Северном фронте, после окончания которой, работал в области просвещения в разных городах. В 1928 году А.В. Козырев назначается заместителем Наркома просвещения УзССР,  совмещает работу с учёбой в аспирантуре. Затем его  назначили на должность заместителя директора и заведующего кафедрой педагогики Узбекской государственной педагогической академии. В начале 1930-х Козырев А.В. один из первых в стране защищает кандидатскую диссертацию, его утверждают в должности профессора. В 30-40 гг.  он возглавлял педагогические институты в разных городах СССР: Ставрополе, Ульяновске, Свердловске, Перми. В 1936 году выходит постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», разворачивается широкая кампания против педологии и педологов. В ноябре 1937 г. Козырев А.В. был освобожден от должности и обвинен в «преклонении перед буржуазной педагогической наукой». Ему поставили в вину и тот факт, что в 1935 г., будучи директором Пермского пединститута, он давал положительные характеристики тем, кто впоследствии был разоблачен как «враг народа». За обращение к наркому просвещения РСФСР А.С. Бубнову, в котором совместно с рядом других известных ученых указал на необходимость установления научных связей между советской педагогикой и педагогикой Запада и США, был арестован в августе 1938 года и осужден в 1939 году, затем освобожден. Позже ученый продолжил работать в пединституте в качестве профессора. В 1952 году его перевели из Ульяновского пединститута в Шуйский государственный педагогический институт на должность заместителя директора по учебной и научной работе. К этому времени здоровье  А.В. Козырева  подорвано. В разные годы в провинциальных и столичных изданиях было напечатано свыше ста журнальных и газетных его статей на педагогические, литературные, общественно-политические темы. Он был специалистом по истории педагогики, искал возможности слияния теоретической подготовки с практикой в высшей школе. Козырев А.В. – автор известных трудов о педагогическом наследии К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, статей о Л.Н. Толстом, взглядах А.С. Пушкина на воспитание и т.д. За свой труд он был награжден орденом «Трудового Красного знамени», медалью «За доблестный труд», медалью «Отличник народного просвещения». До последних дней своей жизни А.В. Козырев участвовал в редактировании Ученых записок в ШГПИ. В разных выпусках опубликованы его труды.

В статье «Всестороннее изучение детей – одно из важнейших средств дальнейшего подъема советской педагогической науки» автор анализирует учебники по педагогике для вузов, утверждая, что в них детям не отводится центральное место. Он считает, что в диссертациях по педагогике, монографиях нет обобщения опыта работы советской школы, опыта воспитания детей в семье. А.В. Козырев говорит, что ученые – педагоги стоят далеко от школы, плохо знают ребенка и школьника в частности. Он рассуждает о проблемах политехнического образования, проблеме наследственности, о которой не хотят говорить педагоги – теоретики. Подъем педагогики как науки возможен, по мнению автора, только на базе глубокого изучения учащихся и серьезных экспериментальных наблюдений в процессе обучения. Эксперимент должен быть в базовых школах при педагогических институтах, которые являются педагогическими лабораториями. Система подготовки педагогов, по его мнению, оторвана от школы. Говоря о подготовке аспирантов, Козырев А.В. подчеркивал, что 50 % времени им нужно находиться именно в школе, выполняя исследования, связанные с глубоким изучением детей и открытием новых закономерностей в учебно-воспитательной работе.

В статье «Педагогические взгляды Л.Н. Толстого» автор рассматривает точку зрения писателя на воспитание и обучение. Среди основных положений писателя Козырев А.В. выделяет следующие:

- лучшей является та школа, те методы, которые требуют меньшего принуждения в отношении к учащимся;

- образование и воспитание взаимосвязаны;

- обучение должно служить нравственным целям.

Видеть в ребенке человека, знать его психологию, разнообразить методы обучения, воспитывать самостоятельность, по мнению ученого, всему этому нужно учиться у Л.Н. Толстого.

В статье «Школа и педагогика в России накануне Октября и первые мероприятия в области школьного дела» Козырев А.В. анализирует «Положение об единой трудовой школе РСФСР» от 16.10.1918 года, отмечая положительные и отрицательные моменты. Он критикует школу и подходы к школьному образованию в 40-е годы во время отказа от трудового и политехнического обучения.

В статье «О некоторых вопросах работы школы в свете исторических решений Коммунистической партии Советского Союза по сельскому хозяйству» А.В. Козырев рассматривает подход к организации политехнического обучения через широкое вовлечение учащихся в общественно-производительный труд. Он отмечает положительные стороны данного процесса, опираясь на опыт средних школ Ставропольского края. Следует напомнить, что ранее автор руководил педагогическим вузом в данном регионе. А.В. Козырев предлагает в своей работе использовать максимально лаборатории, пришкольные участки, мастерские при изучении физики, химии, биологии, а так же обратить внимание учителей на краеведческую работу при подготовке материалов по математике, физике, ботанике, зоологии, химии. Вместе с учениками учитель может организовать работу по изучению недр, сырьевых и водных ресурсов района проживания.

Данную тему рассматривает в своих работах и сын Александра Васильевича Козырева Лев Александрович. Его статьи «Экскурсии учащихся на индустриальное и сельскохозяйственное производство в процессе преподавания химии и биологии», «Роль и значение биологических и химических кружков в осуществлении политехнического обучения», «Ознакомление учащихся средней школы с основами текстильного производства в процессе изучения химии» также опубликованы в Ученых записках.       

Александр Васильевич Полтев родился 17 февраля 1925 года в деревне Меркулова ныне Болховского района Орловской области в крестьянской семье. Жил в селе Черкряк того же района, окончил 10 классов средней школы. Работал в колхозе "Реконструкция".
Участвовал в Великой Отечественной войне. Свой военный путь начал в 1943 году старшиной партизанской роты в 5-м отряде 1-й Ленинградской бригады. К началу 1945 года командовал стрелковым отделением 176-го стрелкового полка.
Награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Славы 2-й и 3-й  степеней, медалями, в том числе "За отвагу".
Из наградного листа А.В. Полтева: "В наступательных боях с 14 по 25 января 1945 года проявил смелость и мужество. В боях за город Дейтиш-Айлау, умело командуя своим отделением, он, действуя смело и решительно, одним из первых ворвался в город, увлекая за собой бойцов своего отделения. В этом бою лично уничтожил 3 немцев и 5 взял в плен".
Из наградного листа: "При прорыве обороны противника 16.02.1945 года в районе деревни Дубельно Вольфбрух командир отделения сержант Полтев со своим отделением первым ворвался во вражескую траншею, где уничтожил в рукопашном бою 19 немецких солдат и одного офицера. Участвуя при отражении вражеских контратак 19.02.1945 года у господского двора Гутта отделение, которым командовал товарищ Полтев, своим огнем уничтожило взвод немецкой пехоты и противотанковую пушку противника, что способствовало отражению контратаки и успеху боя".
После войны окончил исторический факультет Рязанского педагогического института и работал учителем истории в средней школе. Позже окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию «Настойчивость школьников-подростков и ее развитие в процессе учебной работы».

Проблема воли школьника интересовала многих советских психологов старшего поколения. На кафедре психологии Рязанского педагогического института была организована серия исследований по проблемам воли учащихся. Изучались особенности и процесс формирования волевых качеств учащихся в разных видах деятельности (В.И. Селиванов, Д.Г. Ребизов, А.И.Высоцкий, А.В. Полтев, М.С. Говоров, М.Г..Виноградова, Т. Атаев), влияние коллектива учебного класса и семьи на формирование воли школьников (В.И. Селиванов, Р.М. Капралова, Д.Г. Ребизов, А.И.Ушатиков, С.М. Бирюков). Отечественная психология формировалась в структуре педагогической науки. Психология призвана была отвечать на конкретные запросы школы, а перед советской школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.

Работая на кафедре педагогики и психологии в Шуйском государственном педагогическом институте, А.В. Полтев в 1965 году был избран на должность доцента. С 1968 по 1974 год был деканом физико-математического факультета, в 1974 году назначен заведующим новой кафедрой педагогики и психологии. Он стоял у истоков школьной психологической службы г. Шуя. Занимаясь проблемой волевых качеств личности, опубликовал ряд статей по этой проблематике и воспитал большое количество учеников и последователей. Награжден знаком "Отличник народного просвещения СССР".

На результаты его исследований ссылаются современные ученые при написании диссертаций, научных статей. Выпускники вузов при работе над ВКР по психологии так же обращаются к трудам А.В. Полтева.

В статье «О переходе непроизвольных движений в произвольные» ставится вопрос о конкретных механизмах перехода непроизвольных движений в произвольные у детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Этот процесс показан на материале трудов И.М. Сеченова и И.П. Павлова, личных наблюдений за детьми.

Автор статьи утверждает, что волевое поведение людей, обусловленное потребностями и борьбой мотивов, глубоко раскрывается учением И.П. Павлова о совместной работе первой и второй сигнальных систем действительности, о единой работе полушарий головного мозга человека. Это взаимодействие показывает, что поступками можно считать не только проявления мозга человека, заканчивающееся в форме действий, но и в форме словесных ответов, а также в форме  воздержания от движений и речевых ответов. Т.о., по мнению А.В. Полтева, учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова утверждает последовательный детерминизм и опровергает реакционную сущность субъективного идеализма о так называемой абсолютной свободе воли…

  В статье «Классики марксизма-ленинизма о воле» автор рассуждает об одном из важнейших вопросов, вокруг которого шли споры в психологии – вопросе детерминированности воли. А.В. Полтев приводит точки зрения по данному вопросу Канта, Маркса, Энгельса; размышляет на темы: потребности людей, волевые действия, коллективные действия, свобода воли.

Профессор Сосновикова Юлия Ефимовна родилась в 1927 году в городе Шуе Ивановской области. Окончила философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова психологическое отделение, аспирантуру при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина в 1958 году. С 1 ноября 1958 года была назначена ассистентом кафедры педагогики по специальности «психология» в Шуйском государственном педагогическом институте. Об этом человеке хотелось бы сказать несколько слов. Ю.Е. Сосновикова – ученица, соратник известного в мире психологической науки ученого  Николая Дмитриевича Левитова, который являлся профессором кафедры психологии в МГПИ им. В.И. Ленина и заведующим лабораторией психологии личности в Институте им. В.П. Потемкина. Он занимался разработкой и внедрением диагностических тестов для профориентации и профконсультации. С 1959 г. и до конца жизни заведовал кафедрой психологии Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской.  Он первый в отечестве, кто ввел в полном объеме в научный оборот понятие «психические состояния». Юлия Ефимовна так же разрабатывала тему  психических состояний. Она предложила классифицировать психи­ческие состояния с учетом их продолжительности, распространенно­сти, напряженности, адекватности и осознанности. Юлия Ефимовна дает следующую классификацию психических состо­яний человека

1. Состояния сознания (с предельно высокой, высокой и выше обыч­ной активностью).

2. Состояния внимания (с предельно высокой, высокой и выше обыч­ной активностью).

3. Состояния деятельности (ведущей деятельности, потребностные, мотивационные, целей, способов осуществления).

4. Состояния с преобладанием психических процессов (ощущений, восприятий, представлений).

5. Состояния с преобладанием одной из сторон психики (интеллек­туальные, эмоциональные, волевые).

6. Личностные состояния с доминирующими в их структуре свой­ствами личности (направленности, характера, темперамента, спо­собностей).

Е.Ю. Сосновикова выделяет главную функцию состояния – уравновешивание человека, как относительно замкнутой системы, с постоянно изменяющейся внешней средой. Автор отмечает, что благодаря способности психики входить в необходимое на данный момент времени состояние, обеспечивается взаимодействие человека с окружающей средой и его «подстройка» (по Сосновиковой – сглаживание) к конкретным условиям объективной реальности. Данное исследование до сих пор не потеряло своей актуальности. К трудам ученого обращаются многие специалисты. На её монографию «Психические состояния человека, их классификация и диагностика» 1975 года и другие работы часто ссылаются в диссертациях исследователи – психологи.  Юлия Ефимовна Сосновикова - автор   статей в хрестоматии по психологии «Психические состояния» сост. Л.В. Куликов издание 2001 года;  её трудам посвящен  раздел в учебном пособии «Психология состояний» под ред. А.О. Прохорова 2011 года; в Дальневосточной  государственной морской академии         имени адмирала Г.И. Невельского издана хрестоматия «Психические состояния как общепсихологическая проблема», одну из глав которой написала Ю.Е. Сосновикова и т.д. Среди тематики её статей видим: возрастной аспект психических состояний, различение психических состояний человека младшими школьниками, сравнительная характеристика психических состояний индивида и масс и т.д. Она публикуется в журнале «Вопросы психологии» и других периодических изданиях.

Наверное, можно говорить, что, как ученый, Ю.Е. Сосновикова начала формироваться в Шуйском государственном педагогическом институте. В Ученых записках публикуется её статья «К вопросу о психологической характеристике холерического темперамента». Имея в виду важность знания психологической характеристики холерического темперамента для педагогической практики, она ставит перед собой задачу – на основе имеющихся в литературе данных о результатах наблюдений и экспериментальных исследований выделить и систематизировать наиболее важные показатели холерического темперамента. В выводах Ю.Е. Сосновикова указывает, что «особенности нервных процессов безудержного типа – их сила и неуравновешенность в сторону возбуждения сказываются во всём поведении холерика. Наиболее полную характеристику этого типа удалось обнаружить в области чувств, воли, навыков, деятельности, менее полно дано проявление типа в области внимания, мышления, речи, характера».

Список трудов.

Иван Михайлович Телегин родился в 1893 году в Шуйском районе селе Красноармейское в крестьянской семье. С наградой окончил в 1916 году учительскую семинарию, затем служил в царской армии во время первой мировой войны. После демобилизации вернулся домой.  В это время произошла революция, создавались Советы рабочих и крестьян для управления в городах и селах. В Шуе И.М. Телегин познакомился с М. В. Фрунзе, который назначил его учителем в Михайло-Архангельское училище с заданием развернуть общественную работу среди молодежи и населения. Педагог организовал несколько кружков, вел антирелигиозную пропаганду, а в июле 1919 года был призван в РККА и направлен на восточный фронт, где судьба опять свела его с Фрунзе, командующим фронтом, в походах против Колчака. После демобилизации И.М. Телегин работал учителем, инструктором ОКРОНО по начальным школам в Ивановской области.

В 1931 году он поступил учиться в Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, затем в аспирантуру Центрального научно-исследовательского института политехнического образования. После учебы И.М. Телегин был направлен  в опытную школу Наркомпроса в Ясную Поляну, где проработал директором до начала Великой Отечественной войны. Позже педагог вспоминал, что все выпускники данной школы, носящей имя Л.Н. Толстого, поступили в вузы, организация учебного процесса велась на высоком уровне, благодаря чему и школе, и директору объявлена благодарность. Перед войной И.М. Телегин защитил кандидатскую диссертацию в педагогическом институте им. Либкнехта в Москве. В действующей армии он находился с 1941 по 1945 год в инженерно-саперном батальоне, уволен в запас в должности капитана, награжден орденами «Красной звезды», «Отечественной войны 2-й степени» и тремя медалями. С 1946 по 1951 год Телегин И.М. возглавлял Шуйский учительский институт. С этого времени он также руководил кафедрой педагогики и психологии до 1959 года. В последние годы жизни педагог работал над докторской диссертацией.

В Ученых записках опубликован ряд статей И.М. Телегина. В  работе «Некоторые вопросы вузовской дидактики в лекциях и трудах В.И. Ленина» (к 85-летию со дня рождения В.И. Ленина) автор формулирует требования к советской вузовской дидактике из 14 пунктов. Среди них: высокий научный уровень лекций и занятий, тщательная подготовка к ним, постоянное обновление и дополнения материала, составление программ лекций, постоянное развитие преподавателями своей речи, исторический подход к изложению материала, взаимосвязь теории с практикой. Он утверждает, что занятия с учащимися должны вызывать обсуждение, спор, желание доказать свою точку зрения по излагаемому вопросу,  нацеливать на самостоятельную работу. Итак, по мнению автора, искусство лекционной работы – это глубокое знание дела, художественное слово лектора, актуальность и жизненность обсуждаемых вопросов, умение находить с аудиторией общий язык.

В статье «Выдающийся советский педагог Н.К. Крупская» И.М. Телегин подчеркивает актуальность мыслей, высказанных Н.К. Крупской, приводит тезисы её доклада на тему политехнического образования, организации труда школьников и т.д.

В своих работах педагог также обобщает опыт учителей города Шуи. В статье «Работа учащихся на пришкольном участке в свете политехнического обучения» (опыт базовой школы Шуйского пединститута) И.М. Телегин рассказывает о деятельности школьников и учителей школы № 18 на одном из лучших в Ивановской области пришкольном участке, который стал хорошей лабораторией для изучения основ агрономии, что соответствовало требованиям постановлений коммунистической партии о политехническом обучении в 40-50 годы двадцатого века. В 1954 году 15 юннатов 18 базовой школы были награждены медалями Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, которая размещалась в Москве, а в 1955 году таких ребят стало уже 21. И.М. Телегин считал, что на пришкольном участке учащиеся закрепляют знания по биологии, приобретают умения и навыки, а коллективная работа сплачивает ребят, воспитывает различные положительные качества.

В статье «Из опыта работы заслуженной учительницы РСФСР А.А. Марычевой» автор анализирует опыт учителя математики школы № 2 города Шуи. По мнению учителя, чтобы учащиеся усвоили предмет, нужно их заинтересовать, необходимо, чтобы они понимали, для какой цели изучается тот или иной раздел, тему. Но самое главное, по мнению А.А. Марычевой, никакие методы не помогут учителю, если он плохо знает свой предмет. Далее в статье И.М. Телегин подробно исследует методические приемы, используемые преподавателем на уроках.

Изучению опыта учителей посвящена так же и статья «О некоторых формах воспитательной работы в школе», которую педагог написал в соавторстве с Н.А Михеевым, З.А. Рекиной.

В Ученых записках в рубрике «Из школьного опыта» была опубликована статья директора школы № 10 города Шуи Н.А. Михеева «О журнале поведения учащихся в школе». Данный документ был введен по приказу министерства просвещения РСФСР в 1951 году и был призван служить укреплению сознательной дисциплины в школе. Автор считал, что журнал помогает классным руководителям в изучении учащихся, так как накапливает ценные сведения об их росте и развитии.

Список трудов Часть 1.

Список трудов Часть 2.

Список трудов Часть 3.

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz