Библиотечно-информационный центр Шуйского филиала ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
Исторические науки
Меню сайта

Важно
[03.04.2019]
Национальный стандарт на библиографическое описание источников (0)

Новости
[25.04.2024]
"Круглый стол "Шуйская страница в летописи памяти профессора М. Т. Баранова: к 100-летию со дня рождения"
[18.04.2024]
Выставка «Во славу малой родины»
[15.04.2024]
Выставка «Екатерина II»
[09.04.2024]
Новый раздел «Пушкин в школе» выставки «Русский гений»
[01.04.2024]
Книжная выставка «Азбука нравственности»

Форма входа

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.04.2024, 11:47

Исторические науки

Владимир Фёдорович Грачёв родился в 1919 году в Ярославской области. Прошел Великую Отечественную войну, после окончания которой, поступил в Ярославский педагогический институт. Успешно завершив учёбу, Владимир Фёдорович поступил там же в аспирантуру. В 1956 году его направили в Шуйский педагогический институт, где он  выполнял обязанности декана историко-филологического факультета, а затем с 1959 года ректора вуза. Сфера научных интересов ученого – история средних веков и нового времени. Этим вопросам он посвятил свои статьи, опубликованные в Ученых записках. Тему своей кандидатской диссертации, посвященной внешней торговле Франции в 17 веке, он продолжил в статье «Из истории торговой и колониальной политики французского абсолютизма на ближнем востоке и в Африке во 2-й половине 17 века». Автор указал, что специальных исследований, посвященных данному вопросу в советской исторической науке в тот период времени не проводилось, поэтому,  в качестве источников использовались  документы, касающиеся указанных событий: переписка генеральных контролеров Франции 2-й половины 17 века с интендантами, послами, другими должностными лицами, собранные в отдельные сборники Клеманом и другими историками, многотомный сборник королевских постановлений, составленный Журданом. Указанные источники послужили ученому основой для характеристики торговой и колониальной политики Франции на Ближнем Востоке и в Африке. 

Исследование данной темы продолжилось в статье «Ближневосточная политика Франции в период буржуазной революции конца 18 века. Консульства и Империи».
Темой для изучения В.Ф. Грачёвым стали и франко-русские отношения во 2-й половине 17 века,  которым он также посвятил свою работу.

Совместно с А.Г. Титовым В.Ф. Грачев написал статью, посвященную вопросам краеведения «Установление Советской власти в городе Шуя». Она повествует о ходе революционных событий в нашем городе в 1917 году. До начала октябрьского восстания в Петрограде и свержения Временного правительства, в Шуе и уезде все местные органы власти мирным путем постепенно перешли в руки большевиков.  Шуйский революционный комитет направил в Москву для оказания помощи революционным войскам и народу отряд из 900 человек, сформированный из лучших частей гарнизона и рабочих дружин. Данный отряд принимал участие в подавлении последних очагов сопротивления юнкеров в Кремле. Для статьи были использованы сведения из архивных документов.

Киперман Абрам Яковлевич родился в Житомирской области (Украина) в 1921 году в крестьянской семье. После окончания средней школы поступил на исторический факультет Киевского государственного университета. С третьего курса в 1941 году ушел добровольцем на фронт, воевал рядовым до июля 1942 года. До января 1943 года — курсант Краснодарского пулеметно-минометного училища. С февраля 1943 года — командир минометного взвода на Северо-Кавказском фронте. Во время высадки десанта в январе 1944 года в Керчи в составе отдельной Приморской армии получил тяжелое ранение. После излечения в госпитале с сентября 1944 гвардии лейтенант А.Я. Киперман — помощник начальника штаба батальона ПВО в Черновцах. 20 июня 1947 года был уволен в запас в звании старшего лейтенанта. Награжден орденом Красной звезды, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией». В 1948 году заочно закончил исторический факультет Черновицкого государственного университета. С сентября 1948 года — учитель истории в черновицкой мужской средней школе № 26. С октября 1953 года обучался в очной аспирантуре Московского пединститута имени Ленина. После защиты кандидатской диссертации в 1956 году был направлен на работу в Шуйский государственный пединститут, где был деканом историко-филологического факультета.  В соавторстве с работниками кафедры истории СССР Ивановского государственного педагогического института подготовил и сдал в печать учебное пособие для учащихся 7-8 классов Ивановской области «Наш край в истории СССР». В связи с закрытием в Шуйском пединституте специальности «история» перешел на работу в Тамбовский пединститут, где и проработал до конца своих дней, с 1971 по 1974 год возглавляя  историко-филологический факультет. Его сын Виктор Абрамович, доцент кафедры теоретической и экспериментальной физики ИМФИ, бывший в 1990-е годы деканом физмата, разбирая после смерти отца его бумаги, нашел в них такую запись: «От энтузиаста ученики приобретают больше, чем от эрудита». Это был девиз всего 40-летнего его подвижничества в педагогике. Советы Абрама Яковлевича касались  и методики преподавания. Он говорил: «Каждая лекция должна быть законченным фрагментом курса и иметь внятную структуру. Очень важным является четкое семестровое планирование». Несмотря на тщательную подготовку, отличное знание материала, на занятиях А.Я. Кипермана всегда находилось место для импровизации.

В Ученых записках Шуйского педагогического института опубликовано несколько статей ученого. Одна из них «Деятельность народников во Владимирской губернии в первой половине семидесятых годов 19 века» в 1961 году была напечатана в журнале «История СССР» № 3 под заголовком «Народническая пропаганда среди Иваново-вознесенских рабочих в 1874-1875 годах». Автор указывал, что практическая деятельность народников в массах освещена слабо в исторической литературе. Особенно это касается проблемы народнической пропаганды среди рабочих в 70-е годы 19 века, хотя существует богатая источниковедческая база для изучения проблемы, занимающей важное место в исследовании начального этапа рабочего движения в России. Это документы, хранящиеся в центральных и местных архивах, опубликованные воспоминания непосредственных участников народнического движения, материалы судебных процессов. Данная статья освещает одну из страниц истории революционного народничества – деятельность народников на территории Владимирской губернии в 1-й половине 70-х гг. 19 века. В статье «Аграрные отношения на Буковине в конце 19 – начале 20 вв.» автор исследует тему, которая в исторической науке затрагивалась лишь мимоходом. А.Я. Киперман при написании работы опирался на статистические и архивные источники.

 Статья «К вопросу об общественном подъеме в России в связи с Балканскими событиями 1875-78гг.» – это попытка выяснить, насколько это позволяли источники, роль и место трудящихся групп населения в общественном подъеме на материале Владимирской губернии. Это оправдывалось не только краеведческим интересом, но и возможностью проследить позицию по данному вопросу разнородных общественных групп, в т.ч. фабричных рабочих.

Статья «Из истории женского образования в Росси в 60-70 гг. 19 века» (по материалам Шуйского уезда Владимирской губернии) освещает на основе архивных материалов первые ростки женского образования на территории Шуйского уезда. Эти данные могут представлять интерес при рассмотрении проблемы становления женского образования в масштабе всей России, а так же при изучении истории  60-70 гг. 19 века. Шуйский уезд был в то время районом весьма  интенсивной фабричной промышленности, имевшей всероссийское значение, выделялся среди соседних уездов сравнительно высоким уровнем грамотности населения.

В статье «Русская эмигрантская колония в Цюрихе и её связи с Россией в начале 70-х гг. 19 века» А.Я Киперманом ставилась цель: показать обстановку, в которой складывалась русская колония в Цюрихе, ставшем крупным центром русской эмиграции; проследить пути,  по которым осуществлялась её связь с Россией, основываясь на документах фонда П.Л. Лаврова, хранящихся в ЦГИАМ. Это различные письма, некоторые дела из фонда 3-го отделения, 3-й экспедиции, в которых собраны агентурные сведения о цюрихских студентах.

Киперман А.Я. выступает как методист в статье «Приёмы активизации учащихся при опрашивании на уроках истории» (из опыта работы учителей истории средней школы № 1 г. Шуи). Цель – показать на основе конкретного опыта некоторые возможные пути решения учителями истории назревших задач, привлечь внимание к поднятым вопросам.  Он утверждает, что наиболее эффективным средством разрешения задач, стоящих перед преподавателем истории в школе, является активизация познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока. Большинство приёмов, используемых учителями школы № 1, широко известны. Но каждый учитель применяет самые разнообразные методы опрашивания и неизбежно вносит в практику преподавания нечто новое, заслуживающее изучения и распространения. Каждый из них сохраняет свою педагогическую индивидуальность, свой методический почерк.

Ни один метод опрашивания не может быть признан универсальным, нужно избегать шаблонов, варьировать приёмы в зависимости от конкретного содержания темы и от задач в каждом конкретном случае, считает автор.

Кросс Борис Борисович родился в августе 1921 года в поселке Ольгино вблизи Ленинграда в рабочей семье. В 1939 окончил с отличием среднюю  школу, поступил на отделение археологии исторического факультета ЛГУ. С началом Великой Отечественной войны был мобилизован на оборонительные работы.  В феврале 1942 с университетом эвакуирован в Саратов. В 1947 г. окончил аспирантуру в ЛГУ, работал в разных вузах страны. С 1959 по 1961 год преподавал в Шуйском государственном педагогическом институте. Кросс Б.Б. – специалист по истории Румынии. Долгое время он работал над кандидатской диссертации, посвященной процессу вхождения Румынии в первую мировую войну, в частности его интересовало, почему союзник Австро-Венгрии выступил против нее. Также он в ряде статей обращался и к другим вопросам положения Румынии в мировой политике рубежа XIX-XX вв., ее взаимоотношению с Антантой, Тройственным союзом, ее конфликтам с балканскими странами. Борис Борисович увлекся античностью и итальянским Возрождением, историей международных отношений, знал английский, немецкий, французский и румынский языки. Ученый является автором раздела «Основные направления внешней и внутренней политики Румынии в 1878—1914 гг.» фундаментального труда «История Румынии 1848—1917», многочисленных публикаций по политике истории Румынии; печатался в журналах «История СССР», «Вопросы истории». В 1974 принимал участие в 3-м международном съезде по изучению стран Юго-Восточной Европы в Бухаресте. Он награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945».

В Ученых записках были напечатаны статьи Б.Б. Кросса «Русско-румынские дипломатические отношения в период июльского кризиса 1914 года», «Констанцское свидание».

Список трудов Часть 1.

Список трудов Часть 2.

Мягков Александр Михайлович родился в 1902 году в Иваново-Вознесенске в семье служащего. Окончил Иваново-Вознесенский политехнический институт, затем факультет общественных наук 1-го Московского государственного университета в 1924 году. Работал преподавателем и заведующим кафедрой в разные годы в Ивановском химико-технологическом институте, энергетическом институте, педагогическом институте города Иванова. Приходилось А.М. Мягкову преподавать литературу и в средних школах. В члены КПСС он вступил в 1930 году, но до 1953 года трижды из неё исключался, а затем восстанавливался: при проверке партдокументов; за связь с «врагами народа»; за рекомендацию в партию преподавателю А.И. Орлову, которого обвинили в «сокрытии компрометирующих обстоятельств» при вступлении в члены КПСС. В вузах А.М Мягков читал курсы диалектического и исторического материализма, логики. Решением ВАК ему в 1940 году присвоено звание доцента. В Шуйском педагогическом институте Мягков А.М. работал с 1954 по 1958 годы в должности доцента, заведующего кафедрой марксизма-ленинизма. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 г.».

В Ученых записках напечатана статья «О самостоятельной работе по изучению марксизко-ленинской теории», в которой содержится методика «овладения произведениями классиков марсизма-ленинизма». От понимания к осмысленному запоминанию и на основе этого к овладению материалом. Данную методику легко можно применять и в настоящее время при самостоятельной работе с первоисточниками при изучении разных дисциплин. Автор статьи обращает внимание, что конспектирование книги – «живое, творческое дело», когда возможно использование разнообразных форм. Ученый говорит, что из всех видов запоминаний, логическое – самый надёжный вид памяти, а однократное чтение не всегда достаточно для полного понимания текста.

Райков Алексей Васильевич родился 23.03.1929 года в селе Басовка Павловского района Центрально-Чернозёмной области, историк, педагог, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Окончил Павловское педагогическое училище, исторический факультет Курского государственного педагогического института. В 1951-1953 годах работал учителем истории сельской школы в Курской и Владимирской областях. В 1953 году поступил в аспирантуру Московского государственного педагогического университета имени В. П. Потемкина, где занимался изучением рабочего движения в Индии 1905-1908 годов. А.В. Райков изучал язык урду, к которому с легкостью перешел с персидского языка. С 1965 г. Индия, согласно конституции, должна была начать использование хинди в качестве государственного языка, и А.В. Райков начинает изучать хинди. В 1956-1963 годах работал в пединститутах г. Шуи Ивановской области и г. Вологды. Профессионализм, точность формулировок, образная речь, любовь к поэзии сделали Алексея Васильевича одним из наиболее авторитетных и уважаемых преподавателей.

Многие годы продолжалось сотрудничество А. В. Райкова с Отделом Индии Института востоковедения. В 1968 году вышла в свет его первая книга  "Пробуждение Индии", посвященная деятельности революционных организаций. В 1976 он году защитил докторскую диссертацию. Алексей Васильевич много работал в центральных архивах, занимаясь историей русско-индийских отношений. Его статья о пребывании в России индийского махараджи Далип Сингха была перепечатана в 26 иностранных газетах. После защиты докторской диссертации у Алексея Васильевича появилась новая обширная сфера деятельности – он стал участвовать в работе диссертационных советов, в том числе в Куйбышеве, Воронеже, Курске, Тамбове, выступал официальным оппонентом на защитах докторских диссертаций в институтах востоковедения АН СССР, УзССР, Саратовском и Казанском университетах.

Статьи А.В. Райкова печатались в сборниках по истории и историографии, религии и идеологии, в ежегодниках «Индия». А. В. Райков являлся страстным спортсменом. Он - шахматист, пловец, яхтсмен. На его счету - 200 прыжков с парашютом, ученый стал рекордсменом России, совершив прыжок в 87 лет.

В Учёных записках ШГПИ было опубликовано несколько статей А.В. Райкова. В работе «Процесс Тилака и бомбейская политическая стачка 1908 года» он отмечает, что деятельность этого общественного деятеля мало изучена ввиду недостатка материалов. Тилак – выдающийся индийский демократ, вождь и идеолог партии Крайних в Индии в начале XX века, который выступал против колонизации своей страны Англией. Он сравнивал английские методы управления Индией с методами русского самодержавия и угрожал, что «Индия может стать второй Россией», имея  в виду первую русскую революцию. По мнению А.В. Райкова, рабочее движение в период первого революционного подъёма было огромным шагом вперёд, стихийное движение в Индии перерастало в «сознательное».

В статье «К вопросу об отношении индийской общественности к 1-й русской революции» автор пытается проследить те пути, по которым в Индию проникали сведения о русской революции, а также проанализировать отношение радикальных кругов индийских националистов к событиям в России. Они пропагандировали идею насильственной борьбы за свободу, используя пример русского народа. Журнал революционных эмигрантов «Банде Матарам» писал, что различие между Индией 1904 года и Индией 1909 года огромно: «Раньше наше место было рядом с неграми, малайцами и маори. Теперь мы в одном ряду с ирландцами, поляками и русскими».

А.В. Райков отмечает, что в советской литературе положение рабочего класса Индии в начале XX века не подвергалось тщательному изучению. Индийский пролетариат сформировался в специфических условиях азиатской страны. В статье «Положение рабочего класса в Индии в начале XX века» автор пытался на основе подлинных материалов, статистических сборников, английской прессы  рассмотреть основные вопросы по данной теме.

Список трудов.

Титов Александр Григорьевич родился в 1922 году, окончил Московский областной педагогический институт в 1951 году, а с 1955 работал в Шуйском педагогическом институте на кафедре марксизма-ленинизма. Он защитил сначала кандидатскую диссертацию «Борьба коммунистической партии за единство своих рядов в период завершения строительства социализма в СССР и проведение новой конституции./1935-1937г.г.», затем и докторскую «Разгром оппортунизма в рядах КПСС в переходный период от капитализма к социализму в СССР» в 1967 году. Исполнял обязанности заведующего кафедрой марксизма-ленинизма в нашем вузе до избрания на должность профессора в Московский технологический институт в1968 году. В Учёных записках размещено несколько его статей.

В своей работе «Мероприятия коммунистической партии по совершенствованию организационной структуры и методов работы партийных организаций в 1935-1937 г.г.» Титов А.Г. анализировал документы, связанные с февральско-мартовским пленумом ЦК ВКП (б) 1937 г.. Вот что он писал: «В докладе И.В. Сталина был выдвинут ошибочный тезис, будто по мере дальнейшего продвижения Советского государства вперед, классовая борьба в стране должна всё больше обостряться. Этот тезис послужил обоснованием массовых репрессий.…Некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии И.В. Сталин стал возводить в закон…»

Статья «Революционная деятельность Н.Е. Федосеева во Владимирской губернии» написана на основе материалов государственного архива Владимирской области и воспоминаний о Федосееве – русском революционере-марксисте.

А.Г. Титов размышлял о том, что после 20-го съезда КПСС и разоблачения культа личности Сталина часть советских историков стала обходить вопрос о проверке и обмене партийных документов в 1933-1936 г.г., хотя это было большое мероприятие по укреплению рядов партии. В статье «Проверка и обмен партийных документов в ВКП (б)» делается попытка осветить этот непростой вопрос.

В статьях «Разгром Коммунистической партией антипартийной группы «демократического централизма» и «Разгром партией большевиков капитулянтской группы Каменева, Зиновьева и других в первый период после победы Великой Октябрьской социалистической революции» автор пытается охватить все стадии борьбы партии с группой «демократического централизма», опираясь на труды Ленина, партийные документы, в том числе архивные.

Дальнейшая научная деятельность профессора А.Г. Титова была связана не только с вопросами троцкизма и оппортунизма в годы строительства социализма, но и проблемами развития службы быта в СССР, социально-экономическими вопросами формирования трудовых ресурсов и повышения качества услуг в бытовом обслуживании населения.

Кандидат исторических наук, доцент Павел Федорович Целищев - участник Великой Отечественной войны. Окончил историко-филологический факультет ШПИ и был принят на кафедру марксизма-ленинизма, где прошел путь от ассистента, старшего преподавателя до заведующего кафедрой, ректора.  В 1970 году П. Ф. Целищев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в 1973 году ему присвоено ученое звание доцента. В 1971-75 гг. Павел Фёдорович работал в должности ректора Шуйского пединститута. После ухода с ректорской должности П. Ф. Целищев продолжал заведовать кафедрой. Его статьи в Ученых записках были посвящены деятельности Ивановской областной партийной организации в годы Великой Отечественной войны. Ученый попытался раскрыть формы и методы идейного воздействия на трудящихся в  процессе мобилизации всех сил по оказанию помощи фронту. Партийная организация области сосредоточила своё внимание на воспитании у советских людей патриотических чувств. В результате колхозы выполнили план по зерну на 109 %, в фонд обороны к концу 1941 года гражданами было внесено 31,5 млн. рублей, жители области собрали на танковую колонну 1,4 млн.

 

Шмелева Ирина Александровна  кандидат исторических наук, доцент. Родилась в г. Владимир 20 марта 1931 г. в семье педагогов. В 1948 г. окончила среднюю школу с серебряной медалью. С 1948 г. по 1952 г. училась на историческом факультете МГПИ им. В.И.Ленина, который окончила с отличием. Затем до 1957 г. училась в аспирантуре при указанном ВУЗе на кафедре истории СССР.

С 1957 по 1967 г. работала старшим преподавателем Шуйского Государственного педагогического института на кафедрах истории СССР и марксизма-ленинизма. В мае 1962 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Борьба московских рабочих против зубатовщины». С 1964 по 1965 г. работала проректором ШГПИ по учебной и научной работе. В 1967 г. И.А. Шмелева прошла по конкурсу на должность ст. преподавателя кафедры истории КПСС Ивановского энергетического института, а в 1971 г. была избрана на должность доцента данной кафедры.

В Ученых записках опубликована статья И.А. Шмелевой «Борьба московских рабочих против зубатовщины в Москве по воспоминаниям рабочих», в которой она освещает историю московского пролетариата в 1901-1904 году на основании документов ЦГА Октябрьской революции.

В Статье «Социально-экономические предпосылки возникновения зубатовщины» автор описывает обстановку в Москве и обстоятельства возникновения, распространения данного движения.

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz