Уважаемые читатели!
В мае на абонементе развернута новая выставка - «Профессия историк», посвященная 205-летию со дня рождения С. М. Соловьева и 165-летию со дня рождения С. Ф. Платонова. Она познакомит читателя с некоторыми этапами развития исторического образования в России.
Традиция изучения истории восходит ко времени становления древнерусского государства и зарождения летописания. В период Средневековья история не рассматривалась как особый вид научных знаний. В ней видели скорее определенный жанр литературы, тесно связанный с другими областями знаний: философией, филологией, риторикой, теологией и др.
В 15-17 веках исторические сведения можно было найти в «Азбуковниках», сборниках учебного, нравоучительного характера.
В 1674 году в Киеве был создан первый учебник по русской истории – «Синопсис» («Обозрение»). В этой книге в доступной форме раскрывались основные события отечественной истории. «Синопсис» использовался в качестве исторического источника знаний о прошлом на протяжении длительного времени (последний раз был переиздан в 1836 г.) и выдержал около 30 изданий.
Одним из первых предпринял попытку создать учебную книгу по отечественной истории М.В. Ломоносов – «Краткий российский летописец с родословием» (1760).
Важную роль в преподавании русской истории сыграл труд Н.М. Карамзина «История государства Российского» (1816-1829). Его сокращенный вариант для юношества использовался в качестве гимназического учебника.
Замечательная детская писательница, историк и педагог А.О. Ишимова создает главную свою книгу - «История России в рассказах для детей» (1837-1840), принесшую ей всероссийскую славу. О ее творчестве высоко отзывались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский и др. корифеи русской литературы.
Фундаментальный труд «История России с древнейших времен» (1851-1879) в 29 томах по изложению фактической полноты событий русской истории является наиболее полным хранилищем таких фактов и главным делом жизни выдающегося историка С.М. Соловьева. Его работа выступила как бы противовесом «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, которая к середине 19 века практически получила статус официальной. Соловьев писал: «…История есть единственная политическая наука в среднем образовании, и потому ее преподавание – чрезвычайной важности: от направления ее преподавания зависит политический склад будущих граждан».
 
Русский историк Д.И. Иловайский: последователь Карамзина и Соловьева, внес большой вклад в русскую историческую науку. Его труды высоко ценили Н. Костомаров, А. Толстой, М. Цветаева. Иловайский автор книги «Краткие очерки русской истории» (1860). Его учебник был официально утвержден Министерством народного просвещения.
«Учебник русской истории для средней школы» (1909-1910. Ч.1-2) талантливого педагога-историка С.Ф. Платонова являлся одним из лучших в России. Сам автор был один из наиболее авторитетных исследователей отечественной истории, главой петербургской школы («школы Платонова»).

На выставке представлены исторические труды Н.М. Карамзина, А.О. Ишимовой, Д.И. Иловайского, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова. Статьи: Безобразов П.В. «С.М. Соловьев: его жизнь и научно-литературная деятельность. Биографический очерк», Заварзина Л.Э. «Педагогическая ипостась выдающегося историка: к 200-летию С.М. Соловьева», Колобков В.А. «Академик С.Ф. Платонов и его учебник русской истории», Фуке А.Н. «Сергей Федорович Платонов. Краткий историко-биографический очерк» и др.
Приглашаем посетить выставку.

|