Библиотечно-информационный центр Шуйского филиала ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
Театры в истории Ивановского края: события и судьбы
Меню сайта

Важно
[03.04.2019]
Национальный стандарт на библиографическое описание источников (0)

Новости
[18.04.2024]
Выставка «Во славу малой родины»
[15.04.2024]
Выставка «Екатерина II»
[09.04.2024]
Новый раздел «Пушкин в школе» выставки «Русский гений»
[01.04.2024]
Книжная выставка «Азбука нравственности»
[22.03.2024]
Выставка «Историки государства Российского»

Форма входа

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 18:31

Театры в истории Ивановского края: события и судьбы

Выставка-обзор

В 2009 году в свет вышла первая, а в 2015г. – последняя книга из серии «Театр, который мы потеряли» об истории театров Ивановской области. Автор Наталья Шутова – преподаватель режиссерских дисциплин областного колледжа культуры, заслуженный учитель России, член Союза театральных деятелей, лауреат премии «За личный вклад в развитие культуры и искусства города Иваново», историк театра. Хочется отметить, что четыре книги серии из семи имеют автограф Н. Шутовой: они были подписаны для преподавателя нашего вуза С. М. Машевской. Все книги серии находятся в читальном зале Библиотечно-информационного центра ШФ ИвГУ.

Первая книга (2009 год) получила название "Мы все смертельно ранены театром...", она рассказывает подробную историю Иваново-Вознесенского Советского драматического театра, функционировавшего в городе Иваново с 1918 по 1929гг. Книга содержит исторический очерк, приложения о репертуаре театра и составе труппы по сезонам, рецензии на спектакли из газеты «Рабочий край», а также документы и свидетельства.

Советский театр был открыт в послереволюционное время: «Время было тяжелое, голодное. Условия работы в провинции нелегкие... в актеры шли бывшие губернские чиновники, земские начальники, театр их спасал, …не давал умереть с голода… в 17-20-е годы, вплоть до наступления НЭПа театр был наиболее удобной и выгодной службой. Актеры с женами и домочадцами состояли на пайках в гражданских и военных учреждениях…». Служили в театре и профессионалы, имевшие большой исполнительский опыт. Примечательно, что актер Б. Бабочкин, получивший всенародную популярность и любовь, сыграв роль Чапаева в старом известнейшем одноименном фильме, провел свой первый профессиональный сезон именно в этом театре.

Форзацы книги иллюстрированы фотопортретами актеров прошлого и эскизами декораций к спектаклям.

Вторая книга (2010 год) называется «Аплодисменты в прошлое» и рассказывает об истоках создания Театра юного зрителя, который работал в  г. Иваново с 1929 по 1948гг. Книга состоит из 8 частей: в первой говорится о том, как образовался передвижной ТЮЗ с труппой из учащихся местного театрального училища, из приезжей актерской молодежи и участников художественной самодеятельности; во второй части повествуется о яркой жизни и судьбе первого режиссера детского театра Б. К. Пашкова; из третьей и четвертой частей читатель сможет узнать о довоенном репертуаре и актерском составе труппы ТЮЗа;  часть пятая посвящена Великой Отечественной войне – актеры ТЮЗа были переведены в другие театры, разъехались по городам и весям, ушли на фронт; часть шестая содержит перечень репертуара и рассказ о жизни ТЮЗа после четырехлетнего перерыва; часть седьмая посвящена тем, кто оформлял спектакли , о художниках-декораторах театра; в восьмой части рассказывается о прекращении деятельности ТЮЗа и судьбах актеров после его закрытия. Завершается книга фрагментами пьес, которые шли в Театре юного зрителя в разные годы.

Форзацы книги иллюстрированы фотопортретами актеров театра и афишами.

Третья книга (2011 год) – «Сломанное колесо фортуны» - посвящена Иваново-Вознесенскому театру Литературно-Музыкально-Драматического общества, открытому в 1903г. и закрытому в 1917г., содержит исторический очерк и фрагменты пьес из репертуара театра. Общество находилось под покровительством местных фабрикантов и купцов. Руководителем его был В. Г. Барский, который впоследствии сыграл роль капитана броненосца «Потемкина» в одноименном фильме С.М. Эйзенштейна. На сцене театра литературно-музыкально-драматического общества побывало немало хороших артистов своего времени. Однако театр обслуживал почти исключительно буржуазного зрителя. Среди учредителей были фабриканты и члены их семей, торговцы высшей гильдии, полицмейстер. Театр гастролировал: например, за сезон 1911г. Обществом были показаны в Шуе пять спектаклей. Последний спектакль прошел в феврале 1917г., а 2 марта в концертном зале прошел литературный вечер при участии К. Д. Бальмонта. После расформирования имущество Литературно-музыкально-драматического общества было передано в новый городской Советский драматический театр. Книга иллюстрирована фотографиями и афишами.
Четвертая книга (2012 год) «Театр особого назначения» посвящена истории Ивановского театра Пролеткульта, существовавшего с 1919 по 1934г. Пролеткульт – это «добровольная организация пролетарской самодеятельности» при Народном комитете просвещения, открывшая первую драматическую студию на базе Михайловского рабочего клуба. Особенностью иваново-вознесенского Пролеткульта было объединение «старой интеллигенции и рабочей молодежи», поэтому в студиях преподавали профессионалы с опытом. Изначально Пролеткульт ставил перед собой агитационные задачи, студийцы участвовали в праздниках, посвященных революции. Впоследствии агитация ушла из репертуара пролеткультовцев, произошел переход от формы студий к передвижному рабочему театру.  В книге также рассказывается о ТРАМ – театре рабочей молодежи, задачей которого были постановки сцен из жизни. Образован он был в 1926г., труппа ездила со спектаклями по всей области, организовывала массовые гуляния. Книга иллюстрирована фотографиями.

Пятая книга «Шуя – территория театра» (2013 год) - об истории Шуйского драматического театра имени М, Горького 1918-1951гг. Как известно из интервью, опубликованного в интернете, задумывалась  еще в 1994 – 1996 годах, когда Н. Шутова вместе с Ю. Белянским, В.Осиповым и А. Красновым создавали первые передачи о театре под названием «Театральный альбом» на ивановском телевидении. В одной из передач был сюжет, посвящённый профессиональному театру в Шуе. Через много лет материалы превратились в книгу. Книга состоит из четырех частей, каждая рассказывает об одном десятилетии работы Шуйского драматического театра и сопровождается примерами рецензий спектаклей. Из части первой читателю предстоит узнать об истоках театра на нашей земле. В Начале 19 века в Шую со спектаклями наезжали небольшие частные труппы, купцы и дворяне устраивали домашние и крепостные театры. В середине 19 века под театр был приспособлен доходный дом на нынешней улице Советской. В начала 20 века по примеру Иваново-Вознесенского Литературно-музыкального драматического общества шуяне организовали кружок, а Шуйское общество Торгово-Промышленных служащих представило публике свою постановку. В Шую со спектаклем приезжали ученики московской театральной школы, среди которых в роли студента выступал Е. Вахтангов.

Часть вторая повествует о жизни и деятельности Шуйского театра в 20-х годах 20 века. В городе была своя небольшая труппа, с ними заключили договор, театр открылся в здании бывшего Благородного собрания. Первый спектакль был показан в октябре 1918 г., зрителями стали местные ткачи и солдаты, отбывающие на фронт. Была в Шуе при театре и молодежная студия, которая готовила спектакли для школьников, концертные выступления. Одной из студийцев была Е. Мазурова, чье имя известно в Шуе. Актриса стала заслуженной артисткой РСФСР, Почетным гражданином г. Шуя, с 1924г. обосновалась в Москве, снималась в кинофильмах – чаще всего в роли мамы, няни, бабушек и тетушек.

В части третьей описываются изменения, которые принесли Шуйскому театру 30-е годы. Театр передали Ивановскому областному театральному объединению, все спектакли на ноябрь, декабрь 1930 и январь 1931гг. были закуплены профсоюзами. В декабре 1933г. в Шуйский театр на лошадях приезжали колхозники из с. Васильевское, после спектакля просили помощи в организации драмкружка.

Часть четвертая посвящена актерам и репертуару Шуйского театра 40-50-х гг. Особое внимание уделено периоду Великой Отечественной войны, когда театры объединяли, закрывали, артисты уходили на фронт, театральная труппа выезжала на фронт для показа спектаклей и миниатюр. Проходили спектакли и в госпиталях Шуи. В театре среди актерского состава работала К. П. Политковская, в девичестве Аллилуева: и актрисой, и аккомпаниатором,  и реквизитором. Мало кто знал, что она была племянницей Сталина.

Изначально театр, несмотря на множественные проблемы, закрывать не планировали. Но – закрыли, труппу расформировали, имущество передали в Ивановский и Кинешемский театры.

Книга иллюстрирована.

Шестая книга «Демидовы. Служение театру» (2014) - о семье Демидовых, создавших первый стационарный театр в Иваново-Вознесенске в 1873г. Книга состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена отцу семейства, В. В. Демидову, и его трем сыновьям – Владимиру, Константину и Николаю. В приложении – фрагменты пьес, которые шли в театре Демидовых.

Изучая архивы, автор пришла к выводу, что родиной главы семьи Демидовых было село Лух  Юрьевецкого уезда, родители записаны как мещане. В 20 лет Василий удрал из дома с актерской труппой помещика Н. В. Лихачева, бывшего гусара. Далее актерская судьба приводила Василия в нижегородский театр, казанский, более-менее хорошо удалось устроиться в Петербурге. Молодой человек женился, по настоянию новой родни оставил актерское ремесло, но купил трактир неподалеку от театра – туда часто забегали актеры, журналисты, писатели, Василий начал писать пьесы и читал их в трактире друзьям. В начала 70-х гг. 19 века семья Демидовых переехала в Вознесенский посад и купила несколько земельных участков. Наладив своё дело, Василий подает заявление с просьбой разрешить открыть театр. Владелец театра выступал и актером, и драматургом, и режиссером, сотрудничал с антрепренерами.

Владимир был старшим сыном В. В. Демидова. С детства мальчик наблюдал за жизнью трактира, принимал участие в настоящих представлениях отцовского театра, позже – вел дела вместо отца. В 1904г. Владимир увидел первый кинофильм и увлекся кинематографом, но сам снять ничего не смог, т.к.  аппаратура стоила дорого, обучать юношу было некому.

Константин был средним сыном В. В. Демидова. Как и старший брат, рано вышел на любительскую сцену, также мальчик хорошо рисовал, помогая оформлять декорации, овладел искусством грима. После смерти отца и ликвидации театра Константин активно работал в спортивном кружке брата Николая, помог оборудовать сцену в Юрьевце для летнего театра, театр «Веранда» около железнодорожного вокзала в Иваново-Вознесенске, просуществовавший до 1919г.

Третий сын В. В. Демидова Николай, рос болезненным, сиживал с отцом на репетициях, но на сцену выходить боялся, зато много читал. Юношей Николай поставил себе цель стать здоровым и сильным, упорно занимаясь гимнастикой и борьбой, организовал и возглавил Иваново-Вознесенское отделение Атлетического общества, куда входили и актеры любительского театра. Николай учился в Московском Университете, его интересовала психиатрия, но не пропускал он и премьер московских театров, был знаком с К. С. Станиславским. Некоторое время после обучения в университете Николай работал в клинике, но в 1919г. окончательно перешел на работу в театр, преподавал актерское искусство в театральных студиях и коллективах. Последние годы жизни младший Демидов посвятил написанию книг по вопросам мастерства актера.

Книга иллюстрирована.

Седьмая книга «Все это было в другом веке...» (2015 год) включает в себя рассказы о четырёх театрах нашей области (20- 40гг.). Первая часть «Дети Мельпомены» посвящена Ивановскому театральному профессиональному училищу, которое работало в нашем городе с 1934 по 1940 гг. и выпустило талантливых ребят, которые многие годы играли и на сцене ивановских театров и на сценах нашей страны. Училище выросло из молодежной студии при труппе Ивановского драматического театра. Первым педагогом по актерскому мастерству у первого набора студентов был И. Р. Пельтцер, отец известной актрисы Т. Пельтцер. В этой части автор рассказывает о педагогах и выпускниках училища, просуществовавшего 6 лет. Из стен учебного заведения вышло всего три выпуска, ликвидировано оно было в июле 1941г.

Вторая часть «Игра в оперу» - о создании и деятельности профессиональной ивановской оперы. В 2013г. на базе музыкальных классов Иваново-Вознесенского отделения Российского музыкального общества создали Музыкальный техникум, в 1917г. его директором стал Ф Э. Цабель, преподаватель музыки и композитор. Новый директор активно занимался подбором музыкальных инструментов, ранее он создал симфонический оркестр и участвовал в концертах. В оркестр привлекли и жену директора техникума, А. А. Шухт, которая очень любила оперу и часто обсуждала это со своими гостями, музыкантами и вокалистами города. В концерты оркестра включили вокальные номера. В апреле 1920г. на сцене Советского городского театра состоялась премьера оперы-сказки – это было первое публичное выступление учащихся Музыкального техникума. Осенью публика увидела оперу «Евгений Онегин». Собственное здание оперному коллективу выделили лишь в 1925г. – корпус бывшей фабрики, оборудованный под Народный Дом текстильщиков. Последний спектакль Областной оперы состоялся в 1933г., в 1934г. оперный коллектив пытались возродить, сформировали ансамбль Камерной оперы. Затем в 1935г. организовал «Рабочую оперу», которая также просуществовала недолго.

О профессиональном театре города Середы (Фурманов) рассказывается в третьей части «Портрет театра на фоне багровых бархотцев». В 1995г. фабрикант П. Павлов построил в Середе училище, в котором имелся зрительный зал на 800 мест  со сценой. В 1919г. была открыта секция любителей драматического искусства, переросшая в Райпролеткульт. Закрыт театр был в 1937г. из-за нерентабельности, а здание передали под кинотеатр. Но горожане не смогли смириться с потерей театра, в городе стали возникать любительские коллективы, игравшие в годы Великой Отечественной войны одноактные спектакли и отрывки из пьес на патриотическую тему. В 1946г. коллектив драмкружка при новом городском клубе заслужил звание Народного театра.

«Театр «Безбожник», описанный в четвертой части, был организован по проекту Ивановского областного Союза Воинствующих Безбожников. Целью антирелигиозного театра ставилось внедрение «научного атеистического мировоззрения». Театр гастролировал по всей области, за первый квартал 1932г. передвижной «Безбожник» отыграл 20 спектаклей, 2 из которых в театре г. Шуя. Затем руководство театра принимает решение о гастролях по стране.

Коллектив театра занимался и сбором средств на различные нужды, но не собственные. Так, например, театр собрал со зрителей более тысячи рублей, да актеры добавили около ста рублей, для постройки  подводной лодки «Воинствующий безбожник», которая была спущена на воду в декабре 1933г. Позже, уже с другим именем, лодка вышла в первый боевой поход в июне 1941г. 

В последней части «Театральные бродяги» говорится о передвижном Ивановском областном колхозно-совхозном театре, старейшем в РСФСР. Первые упоминания о нем автор книги нашла в местных газетах за 1931г. Репертуар составляли сцены-агитки, первые труппы состояли из участников художественной самодеятельности. Впоследствии репертуар обогатился классикой, спектакли имели уровень, при котором их было «...не стыдно и в Москве показать».

 В документах об организации  театра его назвали Первым деревенским театром, затем появился Второй и Третий, но к концу 1934г. им присвоили статус колхозно-совхозных. В годы Великой Отечественной войны колхозно-совхозные театры стали повсеместно сокращаться, Ивановский продержался дольше всех, но был переведен в г. Лысьва Пермской области.

Книга иллюстрирована.

Невозможно в кратком обзоре охватить всё, что описано в книгах. Имена артистов, об их судьбах, о том, как проходили театральные сезоны каждого театра – обо всём этом в своих очерках подробно рассказывает автор Н. Шутова.

Театры возникают и исчезают, но их история будет сохраняться в воспоминаниях очевидцев, упоминаниях в печати, личных записях актеров и книгах краеведов, сумевших собрать все свидетельства и донести их до публики.

Список книг серии «Театр, который мы потеряли»:

  1. Шутова, Н. Ю. «Мы все смертельно ранены театром» : история Иваново-Вознесенского Советского драматического театра 1918 - 1929 гг. / Н. Ю. Шутова. - Иваново : Печатный двор, 2009. - 64 с.
  2. Шутова, Н. Ю. Аплодисменты в прошлое : история Ивановского профессионального Театра юного зрителя 1929 - 1948 гг. / Н. Ю. Шутова. - Иваново : Печатный двор, 2010. - 68 с.
  3. Шутова, Н. Ю. Сломанное колесо Фортуны : история Иваново-Вознесенского театра Литературно-Музыкального Драматического общества 1903 - 1917 гг. / Н. Ю. Шутова. - Иваново : Печатный двор, 2011. - 64 с.
  4. Шутова, Н. Ю. Театр особого назначения : история Ивановского театра Пролеткульта 1919 - 1934 гг. / Н. Ю. Шутова. - Иваново : Печатный двор, 2012. - 80 с.
  5. Шутова, Н. Ю. Шуя - территория театра : история Шуйского драматического театра имени М. Горького 1918 - 1951 гг. / Н. Ю. Шутова. - Иваново : Печатный двор, 2013. - 96 с.
  6. Шутова, Н. Ю. Демидовы. Служение театру : история семьи Демидовых, создавших первый стационарный театр в Ивановский-Вознесенске в 1873 г. / Н. Ю. Шутова. - Иваново : Печатный двор, 2014. - 72 с.
  7. Шутова, Н. Ю. Все это было в другом веке... : ивановское театральное училище, Областная опера, театр г. Середы (Фурманов), театр "Безбожник", Областные колхозно-совхозные театры / Н. Ю. Шутова. - Иваново : Печатный двор, 2015. - 64 с.

Для желающих знать больше об актерах, связанных с Ивановской областью, предлагаем виртуальную экскурсию Ивановский край в кадре кинематографа, размещенную на сайте Библиотечно-информационного центра ШФ ИвУ:  http://sgpulib.ucoz.ru/index/ivanovskij_kraj_v_kadre_kinematografa/0-71

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz