Библиотечно-информационный центр Шуйского филиала ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
Художественное слово о школе и учителе
Меню сайта

Важно
[03.04.2019]
Национальный стандарт на библиографическое описание источников (0)

Новости
[18.04.2024]
Выставка «Во славу малой родины»
[15.04.2024]
Выставка «Екатерина II»
[09.04.2024]
Новый раздел «Пушкин в школе» выставки «Русский гений»
[01.04.2024]
Книжная выставка «Азбука нравственности»
[22.03.2024]
Выставка «Историки государства Российского»

Форма входа

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 08:36

Художественное слово о школе и учителе

Первая книга, о которой мы хотим вам рассказать, это книга Антона Семеновича Макаренко. Это не вымышленная история, а рассказ автора книги, с нуля создавшего трудовую колонию имени Горького для сирот, лишившихся семьи в годы революции и Гражданской войны, малолетних нарушителей закона, беспризорников, описание труда всей жизни человека, доказавшего на деле, что воспитать человека из преступника возможно, как и объединить их всех в новую семью. В коллективе колонии детей и взрослых объединяла учеба, труд, постоянная забота о завтрашнем дне, уважение друг к другу и требовательность. Книгу Антон Семёнович писал на протяжении десяти лет, с 1925 по 1935 год, книга переиздавалась неоднократно, была переведена на многие языки мира. Система воспитания Макаренко до сих пор является предметом изучения, существуют «Макаренковские чтения», учрежден Международный конкурс им. А.С. Макаренко. Вариант «Педагогической поэмы», который имеется в фонде библиотечно-информационного центра ШФ ИвГУ, это первое полное, восстановленное по прижизненным рукописям А. С. Макаренко, издание.

  • Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко ; составитель, автор вступительной статьи, примечаний и комментариев С. С. Невская. – Москва : ИТРК, 2003. – 736 с.
  • По книге в 1955г. выпущен одноименный фильм.

***

Гражданская война породила огромное количество беспризорников с стране. Авторы этой книги - сами бывшие беспризорники. Детство и юность их пришлись на тяжелое и голодное время, они пытались выжить, как и тысячи других оборванцев, кому судьбой было уготовано стать попрошайками, грабителями и бандитами. Некоторые из них попали в ШКИД — Школу социально-трудового воспитания им. Достоевского. Группа озлобленных подростков не видит в этом заведении ничего особенного, многие из них прошли через десятки таких учреждений и, в конце концов, всегда сбегали. Не сразу они осознали и почувствовали, что с этой школой у них всё сложится по-другому. Повесть – автобиографическая, в 1926 г. её написали бывшие воспитанники Школы-коммуны им. Достоевского Алексей Еремеев и Григорий Белых, вымысла в повести нет. Алексей Еремеев взял псевдоним «Л. Пантелеев», стал писателем, а Григорий Черных, под псевдонимом «Г. Белых», ленинградским журналистом.

В БИЦ ШФ ИвГУ доступна книга:

 

***

Форма книги – дневник школьника 1920-х годов, он о школе первых лет революции и об известном современным педагогам Дальтон-плане. Косте Рябцеву 15 лет, его "Дневник" рассказывает о школьной жизни, учебе, друзьях, с первых страниц книга удивляет читателя: оказывается, в начале-середине 1920-х годов, все было непохоже на привычную нам обстановку. Учили другому и по-другому, иными были методы преподавания и отношения между учениками и учителями. Писатель Л. Кассиль писал в предисловии: «Эту книгу, по праву признанную современниками знаменитой, уже давно не переиздавали... Некоторые склонны были считать ее антипедагогической, устаревшей, уже якобы несозвучной нашему времени... Между тем книга написана писателем, который был наделен не только литературным даром, но и большим педагогическим талантом". Писатель Н. Огнев (М. Г. Розанов) был учителем, писал пьесы, которые долгое время были востребованы и театрами, и зрителем.

В БИЦ ШФ ИвГУ доступна книга:

***

Василий Александрович Сухомлинский был выдающимся педагогом. С 1948г. до конца жизни он был бессменным директором Павлышской средней школы. В своей книге автор прекрасно раскрывает проблемы и трудности, с которыми приходится сталкиваться учителю в процессе знакомства детей со школьной жизнью, с переживающим сердцем описывает ситуации, в которых оказываются его воспитанники, и пути преодоления трудностей, рассказывает о своём опыте «Школы радости» — созданной им группы из дошкольников, в которой велась мягкая, почти семейная подготовка детей к школе. Он обратил внимание на то, что многие дети приходят в школу в плохом физическом и умственном состоянии. Таким образом, многое, что дети должны были получить или развить в дошкольный период, было упущено. Чтобы поправить ситуацию, он и решился на этот необычный шаг. Также были созданы «школы для родителей» Книга стала итогом многолетней работы, она посвящена главному периоду становления человека – детству, индивидуальному подходу в воспитательной работе с начальными классами. В. А. Сухомлинский писал: «Тридцать три года безвыездной работы в сельской школе были для меня большим, ни с чем несравнимым счастьем».

В БИЦ ШФ ИвГУ доступна книга:

***

О педагоге-новаторе Игоре Петровиче Иванове рассказывает в своей книге писатель-публицист С. Л. Соловейчик. Разработал и апробировал методику коллективного творческого воспитания (КТВ), получившую название коммунарской методики. Начиная с 50-х гг. XX в. Иванов занимался организацией коллективов детей и взрослых в ленинградских школах и общественных объединениях. Основное средство сплочения коллектива педагог видел в «творческом деле» — совместной организаторской и творческой деятельности детей и взрослых с социально значимой целью. Дети не только выполняли коллективные творческие задания, но и планировали их, анализировали, подводили итоги. Автор книги раскрывает содержание и основные принципы методики КТВ, разработанной И. П. Ивановым. Книга состоит из трех частей, представляющих собой попытки понять и описать опыт и методику Иванова. Первая часть – «Фрунзенская коммуна» – собрана из сочинений детей, передает жизнь детского коллектива такой, какой ее видели дети. Вторая часть -  «Воспитание творчеством» – вышла спустя 10 лет, когда накопился новый опыт, появились основания для обобщений. Третья часть – «Дневник Николая Федоровича» – это методика коллективного творческого воспитания для классного руководителя. Так получилась единая книга о воспитании по Иванову.

В БИЦ ШФ ИвГУ доступна книга:

  • Соловейчик, С. Л. Воспитание по Иванову / С. Л. Соловейчик. – Москва : Педагогика, 1989. – 352 с.
  • Электронный ресурс: http://dedovkgu.narod.ru/bib/solovejchik1.htm

***

До 2000-х годов издавалось довольно много литературы об учителе, педагогах-новаторах. Рассказы, как жанр малой повествовательной прозы, выходили в свет в сборниках: представляем три из них – «Всё начинается с учителя», «Мой учитель», «Школьные истории, веселые и грустные».

Хрестоматийный сборник «Все начинается с учителя» состоит из отрывков произведений, раскрывающих образ учителя, материал расположен в хронологическом порядке: сначала рисуется образ учителя дореволюционной школы, затем – учитель периода Октябрьской революции и первые годы Советской власти, учитель советского периода, куда входит период Великой Отечественной войны. Сборник включает в себя части произведений К. Паустовского, А.Макаренко, Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Бондарева, С. Соловейчика и других писателей.

Сборник «Мой учитель» включает в себя рассказы, посвященные учителю: А. Платонов "Еще мама", В. Астафьев "Фотография, на которой меня нет", Ю. Нагибин "Зимний дуб", В. Распутин "Уроки французского", Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла". В этих рассказах учитель представляется как один из самых важных людей в жизни детей, настоящий педагог, про которого говорят «мой учитель», это не должность или профессия, это призвание, требующее ответственности, терпения, отзывчивости и огромной любви. Любви к делу и детям.

В сборник «Весёлые истории…»  вошли, кроме уже упомянутых, такие рассказы, как: Н. Никонов «Три рассказа Татьяны Сергеевны», Ю. Сотник «Исследователи», Г. Горышин «Любовь к литературе» и Б. Екимов «Озеро Дербень». Рассказы раскрывают мир школы, повествуют о школьных буднях, об учителях – городских и сельских, об их взаимоотношениях со школьниками, об их роли в жизни и взрослении учеников.

В БИЦ ШФ ИвГУ доступны книги:

  • Всё начинается с учителя / составитель К. А. Иванов. – Москва : Просвещение, 1983. – 175 с.
  • Мой учитель : рассказы. – Москва : Детская литература, 1989. – 112 с.
  • Школьные истории, веселые и грустные : рассказы / составитель З. Короза. – Москва : Детская литература, 1989. – 206 с.

Электронные ресурсы:

***

Повесть «Чучело» была написана в 1975 году. Произведение шокировало общественность, разрушив стереотипы о порядочности юных пионеров. Это рассказ об очень доброй, милосердной девочке Лене Бессольцевой, которую новый класс принял плохо – Лена отличалась от одноклассников, казалась странной и чудаковатой. Застенчивая и нерешительная, взяв вину друга на себя, стала объектом травли и насмешек своих одноклассников, объявивших ей бойкот. Но правда всплывает, и каждый, включая педагога, чувствует свою часть вины за произошедшее. Буллинг существует и в современной школе, являясь одной из её серьезнейших проблем.

В БИЦ ШФ ИвГУ доступна книга:

***

Пьеса была написана в 1980 г. и… запрещена цензурой. В 90-е годы обрела скандальную известность, была экранизирована не только в России, но и во Франции. Ученики выпускного 10"б" класса пришли поздравить свою учительницу с днём рождения. Но не потому, что Елене Сергеевне одиноко, не потому, что её мать, тяжелобольная, лежит в больнице, и не потому, что в этом году они с ней расстаются. Пришли потому, что они знают: у Елены Сергеевны находится ключ от шкафа, где лежат экзаменационные работы. У каждого есть оправдание стремлению пойти на «преступление»: по-тихому исправить плохие отметки в работах, и у каждого вроде бы есть даже угрызения совести. Однако события разворачиваются неожиданным образом для всех. «В первое время автор всегда более автобиографичен», — признавалась в интервью автор пьесы Л. Разумовская. Учитывая её высказывание, можно предположить, что пьеса «выросла» из лично пережитого опыта.

В БИЦ ШФ ИвГУ доступна книга:

  • Разумовская, Л. Н. Дорогая Елена Сергеевна / Л. Н. Разумовская // Разумовская, Л. Н. Сад без земли : сборник пьес / Л. Н. Разумовская. – Ленинград : Искусство, 1989. – С. 53-94.

Электронный ресурс:

 

***

Особый интерес не только школьников, но и молодых педагогов и студентов, могут вызвать книга и YouTube-канал бывшего педагога Павла Астапова. «Будни учителя» – это сборник реальных историй, которые приоткрывают завесу школьной жизни. Павел Астапов рассказывает о своей работе без прикрас, но с иронией, погружает читателя в мир строгих правил и больших надежд, мир, тонкости которого остаются за кадром для большинства людей. Автор мастерски сочетает курьезные истории из школьной практики и реальные проблемы, от образовательных программ до общения с детьми, родителями, коллегами и администрацией. О чем молчат учителя? Вы узнаете в этой книге!

  • Астапов, П. Будни учителя / П. Астапов. – Москва : АСТ, 2019. – 320 с.
  • Электронный ресурс: https://www.litmir.me/br/?b=647227&p=1

***

Её жизнь похожа на сказку, временами страшную, почти волшебную, с любовью и нелюбовью, с рвущимися рано взрослеть детьми и взрослыми, так и не выросшими до конца. Рядом с ней хорошо всем, кто попадает в поле ее притяжения, — детям, своим и чужим, мужчинам, подругам. Дорога к счастью — в том, как прожит каждый день. Иногда очень трудно прожить его, улыбаясь. Особенно если ты решила пойти работать в школу и твой собственный сын — «тридцать три несчастья»… Но она смеется, и проблема съеживается под ее насмешливым взглядом, а жизнь в награду за хороший характер преподносит неожиданные и очень ценные подарки. Из отзыва: «Все действительно так, как написано в книге. Дети сейчас другие, бесполезно абсолютно сравнивать их с собой. у них другие интересы, другие ценности, точнее их отсутствие. Герои книги так и говорят: «Вы остались там, а мы пришли сюда, где их уже нет. Другой мир. И мы другие».

***

Роман о молодой и увлеченной своим делом учительнице Елене Константиновне по прозвищу Ёлка и о её столкновении с жесткими и не самыми благовидными реалиями современной школы. Елену называли идеалисткой, дурой, ждали, что через год она убежит из школы. Но ученики считали её лучшей. Она просто верила, что сможет что-то изменить, ведь в школе все зависит от учителя, и  повторяла: "У меня получится!" И опять шла на урок в свой 9-й класс...
 

  • Камаева, О. Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы / О. Камаева. – Москва : АСТ, 2013.
  • Электронный ресурс: https://www.litmir.me/br/?b=160152&p=1

***

Как отклик на идею допустить к преподаванию в школу людей без педагогического образования вышла книга Головиной Л. о том, как в одной типичной российской школе творится что-то неладное. Первого сентября дети с удивлением узнали, что всех их учителей уволили, а вместо них набрали новых. Да и директора тоже сменили. Но самое страшное вскрылось потом: оказалось, что новые учителя совершенно не знают предметов, которые преподают, при этом с экспертным видом ставят двойки за правильные ответы, да и вообще ведут себя как-то странно. Семиклассники Лёшка Калинин и Пашка Лопухов решают разобраться в этом, ведь на кону стоит качество собственного образования.

  • Головина, Л. Тараканья охота / Л. Головина. – Москва : SelfPub, 2020.
  • Электронный ресурс: https://www.litmir.me/br/?b=695219&p=1 (ознакомительный фрагмент).
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz