Уважаемые читатели.
На
абонементе учебной и научной литературы (каб.115) весь март работает выставка
«Воспитание человека». Цели и задачи выставки: пропаганда литературы по
направлениям воспитания личности в школе. Воспитание
— это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в
общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными
моделями. Воспитание человека составляет предмет педагогики как науки.
Цели
воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием
специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и
действий.
На
протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и
корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание,
выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре
Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и
нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении
вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем
значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» . По
определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное
воздействие взрослого человека на ребёнка или юношу, имеющее целью довести его
до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения
своего назначения человека на земле».Толковый словарь Ожегова описывал
воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся
в общественной жизни». В то же время в современной педагогике даётся и более
четкое определение: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего
этажа» её иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение,
убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.). В психологии воспитание
рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям
общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на
сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок,
понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его
развития, подготовки к общественной жизни и труду». По содержанию воспитания
выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, физическое, нравственное,
духовно-нравственное, эстетическое, правовое, половое и полоролевое,
экологическое, патриотическое и т.д. Книги, представленные на выставке,
раскрывают суть перечисленных видов воспитания. Приглашаем студентов и
преподавателей посетить выставку. |