Библиотечно-информационный центр Шуйского филиала ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
Об исторических смыслах и ценности учительства
Меню сайта

Важно
[03.04.2019]
Национальный стандарт на библиографическое описание источников (0)

Новости
[15.04.2024]
Выставка «Екатерина II»
[09.04.2024]
Новый раздел «Пушкин в школе» выставки «Русский гений»
[01.04.2024]
Книжная выставка «Азбука нравственности»
[22.03.2024]
Выставка «Историки государства Российского»
[13.03.2024]
Выставка «Семья и школа»

Форма входа

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приветствую Вас, Гость · RSS 18.04.2024, 11:34

Об исторических  смыслах и ценности учительства

1.Ильин, Г. П. Эволюция понятия «учитель» / Г. П. Ильин // Педагогика. – 2018. - №2. – С. 108-115.

Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiya-uchitel/viewer

В статье рассматривается понятие "учитель" с древности по настоящее время. Делается вывод об обесценивании этого понятия и возрастании роли обучающегося по мере развития массового образования, информатизации общества, изменении положения педагога с доминирующего на равное или предоставляющего образовательные услуги.

2.Горшкова, В. В. Исторические смыслы учительства / В. В, Горшкова, В. В. Костецкий // Педагогика. – 2010. - №10. – С. 58-62.

Авторы рассматривают значение слова «учитель» в историческом контексте: какой смысл в него вкладывали на протяжении многовековой истории педагогики и откуда берет своё начало современный смысл учительства – от классно-урочной системы иезуитских коллегий (школ), в основу которой лег военный устав. Но, стремясь отойти от принятой формы школы и превратить школу в игровую площадку, не превратим ли мы учителя в говорящий предмет интерьера?

3.Данилова, Л. Н. Эволюция социального заказа на учителей в России в середине XVII - конце XVIII в. / Л. Н. Данилова // Педагогика. - 2020. - №2. - С. 110-120.

В своей статье автор рассказывает о том, как с середины 17 до конца 18 века на подготовку учителей влияли интересы общества, когда на государственном уровне возникла потребность в педагогах, как менялся его образ и представления о профессионально-личностных качествах. Население представляло себе духовного наставника и учителя грамоты, православного учителя-священника. Государство же было заинтересовано в педагогах-мастерах, обучающих различным профессиям. Возникали новые профессии, появлялись учителя-иностранцы, а «учащихся» отправляли на обучение за рубеж.

4.Колпачев, В. В. Идеалы и ценности русского учительства в середине XIX столетия / В. В. Колпачев, О. Ю. Колпачева // Педагогика. – 2015. - №6. – С. 106-114.

В переломные эпохи особое значение приобретают и проблемы формирования новых ценностей, которые выступают в роли социальных регуляторов, в том числе – ценностей учительства. В середине 19 века в подготовке учительских кадров уделялось внимание, главным образом, отдельным аспектам учительской деятельности, наиболее значимым качествам, которыми должен был обладать педагог. Авторы рассматривают несколько точек зрения на идеал педагога 19 века. Вопрос «каким должен быть хороший учитель?» был злободневным для педагогической общественности дореволюционной России. Не утратила своей актуальности данная тема и в начале 21 века, также ставшем эпохой реформ в педагогике.

5.Асадуллин, Р. М. Школьный учитель: утраченная ценность российского образования? / Р. М. Асадуллин, О. В. Фролов // Педагогика. – 2019. - №3. – С. 87-92.

Электронный ресурс: https://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2019/05/Statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2019----3.pdf

Статья посвящена значению учителя как ценности национального образования, вопросу о том, является ли учитель частью фундамента школьной культуры и образования. Реальность провоцирует изменение школьных ценностей, оказывая влияние на характер  взаимодействия и поведения учителей и родителей, поэтому ценность учителя, как носителя психолого-педагогических знаний и образца нравственного поведения, ставится под сомнение.

6.Блинов, В. И. Российский учитель: вчера, сегодня, завтра / Блинов, В. И. Е. Ю. Есенина // Педагогика. – 2010. – №7. – С. 52-58.

Авторы исследуют парадокс, исторический и современный: нехватку квалифицированных учителей и постоянный избыточный выпуск педагогических кадров. В статье рассматривается, как изменялись требования к качествам педагога с течением времени – от реальных к идеальным. Сегодня же актуальной становится идея привлечения учителей из числа профессионалов, работающих в других сферах и не имеющих педагогического образования. Авторы ссылаются на слова основателя профессионального образования В. Н. Татищева, утверждавшего, что педагогом может стать человек образованный, нестарый, уважаемый в обществе, опытный в какой-либо работе, воспитавший своих собственных детей.

7.Ершова, О. В. Портрет педагога в реальном времени / О. В. Ершова // Педагогика. – 2019. - №1. – С. 97-103.

Электронный ресурс: https://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2019/03/statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2019----1.pdf

В статье приведены черты современного педагога с трех точек зрения: официальной профессиональной – из источников государственных организаций, личной – мнение самих педагогов, общественной – результаты социологических опросов. Исследователи рассматривали традиционные черты педагога как лидера, руководителя и воспитателя во всех ситуациях взаимодействия с учениками, подчеркивали высокие моральные качества. Ученые концентрировались на чертах, продиктованных текущим историческим моментом. Реформы образования привели к изменениям в портрете педагога, поэтому вопрос о профессионализме и квалификации является очень актуальным.

8.Кузнецкая, О. В. Постижение смыслов работы классного руководителя / О. В. Кузнецкая // Воспитание школьников. – 2018. - №6. – С. 45-51.

В статье анализируется понятие «классное руководство», обозначены цель работы классного руководителя, задачи, выполняемые им функции: воспитательная, организационная, коммуникативная, аналитическая. Обозначены вопросы, ежедневно встающие перед классным руководителем, делается попытка ответить на часть вопросов. Автор, проанализировав свой опыт классного руководства на примере различных школьных поколений детей, описывает их специфику и отличия. Представлена концепция, применяемая автором статьи в настоящее время.

9.Корольков, А. А. Философия учительства и тьюторство / А. А. Корольков // Педагогика. - 2020. - №9. - С. 5-15.

В педагогике все больше распространяется понятие «тьютор». Кто это? Учитель? Автор статьи считает, что идет тенденция принижения статуса учителя до уровня тьютора как помощника, куратора, организатора, советчика  и консультанта, что тьютор не сможет заменить ни школьнику, ни студенту, ни аспиранту учителя как наставника, занятого не только обучением, но и воспитанием обучающихся. В статье отражается критическое отношение и к попыткам выбросить из школьной и студенческой практики понятия «ученик», «студент», «учитель», «преподаватель» и желанию заменить на новоязы «тьюторант» и «тьютор».

10.Давыденко, В. А. Историко-педагогический аспект эволюции взаимоотношений учителей и учащихся / В. А. Давыденко // Педагогическое образование и наука. – 2011. - №5. – С. 95-101.

Электронный ресурс:

https://library.by/portalus/modules/pedagogics/readme.php?subaction=showfull&id=1412872571&archive=&start_from=&ucat=&

В статье рассматривается аспект эволюции взаимоотношений учителей и учащихся в 1960-1980-е гг. в условиях создания деловых, товарищеских взаимоотношений в ходе обучения, а также коллективных и индивидуальных организационных форм обучения. Автор статьи приходит к выводу, что широкий спектр вопросов взаимоотношений учителя и учащихся, рассмотренный дидактической мыслью изучаемого периода, в конечном итоге имел единую установку: «сделать» ученика подлинным субъектом процесса обучения.

11.Шустова, И. Ценности и смыслы школьной жизни / И. Шустова // Воспитательная работа в школе. – 2014. - №5. – С. 61-68.

Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-i-smysly-shkolnoy-zhizni/viewer

Автор считает, что излишняя ориентация в воспитании детей на личность, её индивидуальные способности и таланты привели к тому, что нынешние дети зациклены на собственных интересах, личных целях. Очевиден разрыв между поколениями. У взрослых и детей всё меньше общих тем, интересов, дел. Чем живут и дышат наши дети, какое у них отношение к жизни, к людям, к себе? Чтобы понимать жизнь ребят, важно общаться с ними после уроков, в живой обстановке, где каждый мог бы сказать, что он думает, где обсуждались бы ситуации в школе, шёл открытый разговор. Речь идёт о введении в педагогику понятия «детско-взрослая общность», со-бытийная общность, которая способствует проявлению индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства между детьми и взрослыми.

12.Даргевичене, Л. И. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри / Л. И. Даргевичене, Е. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8999/ (дата обращения: 15.03.2021).

В настоящее время проблемам образования, поиску путей его совершенствования посвящено множество исследований, как ученых, так и учителей-практиков. Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся, реализация принципов педагогики сотрудничества. Однако развитие школы, ее обновление зависит не только от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, родителей, учащихся.

13.Левитес, Д. Г. Школа сегодня: декларации и реальность / Д. Г. Левитес, В. В. Левитес, В. А. Черник // Педагогика. - 2019. - №8. - С. 33-43.

В чем миссия школы? В чем предназначение профессии учителя? Отвечает ли школа вызовам современности? Может ли школа брать на себя ответственность за то, какими людьми выходят в жизнь её выпускники? Автор сравнивает декларируемые, официально провозглашённые цели и концепции школьного образования с реальностью образовательной практики. В частности, считает автор, процесс обучения и воспитания в школе, при всех провозглашенных высоких целях, свёлся к одной цели - «натаскиванию» на сдачу ЕГЭ, хотя главные педагогические результаты невозможно измерить никакими инструментами

14.Корсакова, Т. В. Уклад жизни школы: от «невидимого содержания» к очевидному результату / Т. В. Корсакова // Педагогика. – 2011. - №6. – С. 46-51.

Уклад школьной жизни – это среда, где учащиеся могут демонстрировать свои достижения. В статье обосновывается необходимость учета достижений школьников, делается попытка создания некой электронной базы учета, которая включает как учебные достижения, успехи во внеучебной деятельности, так и достижения в личностном развитии. В предлагаемой модели учеником зарабатываются баллы по видам деятельности (тесты, деловые игры, исследования), которые, по мнению авторов, должны мотивировать и стимулировать учащихся.

15.Лазарев, В. С. Какую школу мы строим для будущего / В. С. Лазарев // Педагогика. – 2018. - №10. – С. 3-11.

По мнению автора, массовое школьное образование долгое время было ориентировано на передачу учащимся готовых знаний и мало способствовало их умственному и нравственному развитию. На сегодняшний день теоретически и экспериментально доказано, что школьное образование должно быть развивающим. Но, чтобы возможное стало действительным, массовой школе необходима смена образовательной модели. Автор считает, что, несмотря на реформы, в России устаревшая система школьного образования, педагогические кадры имеют слабую подготовку, механизмы управления инновациями неэффективны, хотя имеется научно обоснованная и прошедшая проверку система развивающего школьного образования.

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz