Библиотечно-информационный центр Шуйского филиала ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
Филологические науки2
Меню сайта

Важно
[03.04.2019]
Национальный стандарт на библиографическое описание источников (0)

Новости
[16.05.2024]
Выставка  «Наука быть семьёй: психология семейных отношений»
[16.05.2024]
Rнижная выставка «Знаток «Человеческой комедии»
[25.04.2024]
"Круглый стол "Шуйская страница в летописи памяти профессора М. Т. Баранова: к 100-летию со дня рождения"
[18.04.2024]
Выставка «Во славу малой родины»
[15.04.2024]
Выставка «Екатерина II»

Форма входа

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.05.2024, 03:42

Доцент, кандидат филологических наук Александр Иванович Орлов родился в городе Иваново в 1898 году в семье священослужителя. Окончил мужскую гимназию, а затем Ивановский государственный педагогический институт. Свою педагогическую деятельность начал в Иванове в 1919 году, работая на курсах по подготовке в вузы и техникумы, затем в учебном комбинате при редакции местной газеты, в Ивановском государственном педагогическом институте. С 1935 года состоял в Союзе работников высшей школы и научных учреждений. В 1944 году вступил в члены ВКП (б), но позже был исключен «за сокрытие компрометирующих данных о своей прошлой деятельности». В 1946 году защитил кандидатскую диссертацию «Реализм А.Н. Островского». В Шуйском вузе работал с 1950 года на кафедре русского языка и литературы, читая курсы по русской литературе XIX в., античной литературе, спецкурс по истории театра. А.И. Орлов был автором 17 печатных работ. Тематика его исследований – творчество А.С. Пушкина, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Д.Семёновского, М. Горького.

Статья А.И. Орлова «К вопросу о языке персонажей комедии А.И. Островского «Лес» (обращения в комедии Островского «Лес») » - это часть главы о словаре данной комедии, которая входит в работу о методах реалистического письма драматурга. Цель статьи – раскрыть некоторые художественные приёмы драматургии Островского. Его особенность, по мнению Орлова, состоит в исключительном умении использовать особенности системы русской речи.

Продолжая исследовать тему литературного наследия драматурга, учёный написал статью «А.Н. Островский в Советском театре», в которой называет Островского «чародеем языка». По мнению Орлова, люди в пьесах «живые, их породила жизнь, а драматург заметил и творчески перенес в своё произведение…»

Используя архивные документы Владимирского гражданского губернатора, А.И. Орлов написал статью «Послужной список Герцена», внося определенные уточнения биографического характера писателя, показывая с бытовой, служебной, университетской стороны жизнь общества николаевской эпохи.

Статья «Из литературной жизни 70-80 годов XIX века» написана учёным по материалам архива Ф.Д. Нефёдова – уроженца Иваново-Вознесенска. Писатель Филипп Диомедович Нефёдов (1838-1902) занимая скромное место в литературе, был связан с виднейшими представителями тогдашней литературы, в том числе с К.С. Аксаковым. В письмах они обсуждали творчество Островского, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Плещеева. Целью данной статьи стала публикация архивного материала с минимальными комментариями Орлова.

Имея возможность работать с архивом Ф.Д. Нефёдова, А.И. Орлов обнаружил там басню «Голуби победили» без указания автора, которая являлась приложением к несохранившемуся письму. Это послужило толчком к написанию статьи «Басня на отлучение Л.Н. Толстого от церкви», посвященной известному писателю.  Текст басни приведен в конце статьи.

В Шуйском государственном педагогическом институте был издан очерк А.И. Орлова «Из опыта словесницы» (уроки по литературе преподавательницы Шуйской средней школы № 1 А.А. Кокиной). Здесь автор выступает как методист, считая, что освещение опыта работы лучших учителей – настойчивое требование дня. Опытные учителя, по мнению А.И. Орлова, должны делиться результатами своей школьной практики, создавая фонд методического материала. В очерке дана схема принципиальных основ, избранных учителем для проводимой ею преподавательской работы. Данный опыт мог служить поводом и материалом для дискуссий. 

На кафедре русского языка до 1960 года работала кандидат педагогических наук Варвара Николаевна Попова. Очень интересна судьба этого человека. Её родители из духовного сословия, как она писала в автобиографии, служили в селе Мельничное Шуйского района до 1928 года. Варвара Николаевна окончила с золотой медалью Шуйскую женскую гимназию и поступила в 1912 году на Московские высшие женские курсы, которые позже преобразовали во 2-й Московский государственный университет. Она окончила славяно-русское отделение данного вуза. Вернувшись в Шую, работала на фабрике делопроизводителем, а также преподавателем курсов при Шуйском Упрафабре. Затем В.Н. Попова преподавала в педтехникуме.

В это время бурно шла перестройка системы образования в стране. Всем ГУБОНО предписывалось составить областные программы для школы и начать издание региональных учебников, которые должны были содержать материалы о местной природе, производстве, истории, достижениях и т.д. ГУС (Государственный ученый совет при Наркомпросе) требовал постоянного обновления содержания школьных учебников в соответствие с происходящими в стране изменениями. Появляются новые формы учебников: «рабочая книга», учебник-журнал. В Ивановской области создаётся своя линейка учебников. Данную работу возглавлял Дмитрий Иванович Балясов, который пригласил В.Н. Попову для участия в разработке учебника по русскому языку для 2-го года обучения городской и сельской школы. В 1932 году учебник был издан. Кроме данной книги коллективом единомышленников издаются учебники: «Юные колхозники» 3-я книга для чтения и работы в сельских школах Вып. 1: Организуем нашу жизнь и работу. Будем праздновать МЮД. Вместе с колхозом уберем урожай. Наша страна. План великих работ; Вып. 2: Октябрьская революция. Из прошлого нашей страны. Пособие по обучению грамоте в городской школе «Дружно за учебу»; учебник по географии для 3 года обучения городской и сельской школы I ступени и т.д.

В.Н. Попова в 1933-1947гг. заведовала учебной частью в фельдшерско-акушерской школе, после чего перевелась в Шуйский учительский институт, где читала курс методики русского языка и руководила педагогической практикой. Позже она защитила диссертацию «Применение индуктивного и дедуктивного методов в занятиях по грамматике» в Научно-исследовательском институте методов обучения при Академии педагогических наук. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945».

В Ученых записках по материалам диссертации опубликована её статья, которую директор Шуйского государственного педагогического института Калинников назвал «ценной научной работой».

В данной работе затрагивается вопрос важнейших форм движения мышления: индукции и дедукции. Они – основа  методов научного исследования. Автор подчеркивает, что в процессе познания необходимо применять оба способа. В учебном процессе необходимо приучать детей идти в своих рассуждениях индуктивным и дедуктивным путем. В работе над грамматикой русского языка оба эти пути находят своё применение.

Список трудов.

Т.С. Петрова, кандидат филологических наук, вспоминала о Г.М. Сухареве в статье «Строка в истории. Геннадий Михайлович Сухарев (1914—1987)»: «Во второй половине ХХ века нечасто можно было встретить в периодике публикацию о Бальмонте. К столетию со дня рождения поэта в газете «Рабочий край» (от 23 июня 1967 г.) появилась статья Геннадия Михайловича Сухарева «Сила и слабость таланта». Автор подчёркивает особую связь поэтической и личной судьбы Бальмонта с родиной, Россией. Безусловно, не случайно конференция, посвящённая столетнему юбилею солнечного «стихийного гения», запрещённая в Иванове, в июне 1967 года прошла именно в Шуйском педагогическом институте и была подготовлена профессором ИГПИ Павлом Вячеславовичем Куприяновским и старшим преподавателем ШГПИ Геннадием Михайловичем Сухаревым. Вспоминая об этом в книге «Шуйские родники», профессор Л.А. Розанова пишет: «Оба они стремились вопреки официальной тенденции той поры, тенденции осуждения Бальмонта-эмигранта, раскрыть плодотворную, несмотря на долгие годы физического отчуждения, связь К.Д. Бальмонта с родным миром».

Трудно сказать, когда Г.М. Сухарев увлёкся бальмонтовской темой. Студентами мы хорошо чувствовали своего рода «поэтическое поле» вокруг личности Геннадия Михайловича, одного из любимых наших преподавателей. Он уделял много внимания нашему филологическому развитию: проводил экскурсии по литературным местам края (Щелыково, Палех), вёл литературный кружок, не оставлял незамеченным ни один выпуск стенной газеты. Ему мы доверяли свои первые литературные опыты. Меня, первокурсницу, и студента второго курса, тогда уже признанного факультетского поэта Алексея Дубровина, наш учитель отправил на трёхдневный семинар молодых поэтов, который проходил в 1967 году под Ивановом, в местечке Харинка. Именно там я увидела таких мэтров, как В. Жуков, Н. Грачёв, В. Догадаев, и получила от руководителя творческого семинара Геннадия Серебрякова новую книжку его стихов с автографом. Потом была встреча с Михаилом Дудиным в актовом зале нашего института, которую тоже организовал для студентов Г.М. Сухарев. С поэтом Дудиным они были друзьями.

Судьба Геннадия Михайловича Сухарева очень во многом отражает черты советской эпохи, определяется ею. Он родился 19 августа 1914 года в г. Кохме Ивановской области, в семье рабочего-текстильщика. До 1930 года учился в школе, затем – в редакционно-издательском техникуме. Окончив в 1940 году филологический факультет МИФЛИ, работал преподавателем русской литературы в Котельническом (затем Кировском) учительском институте, а в 1941 году был призван в ряды Советской армии. Сначала учился в 3-ем Ленинградском артиллерийском училище, а затем участвовал в боях за Сталинград, на Курско-Орловском направлении, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, Польше, Германии. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». С 1946 года преподавал русскую литературу в Мичуринском учительском институте, затем заведовал кафедрой русского языка и литературы в Нижне-Ломовском учительском институте Пензенской области.

В Шуйский педагогический институт Г.М. Сухарев приехал работать летом 1954 года, с женой и тремя детьми. Он вёл практически все основные курсы, связанные с русской литературой: устное народное творчество, древнерусскую литературу, литературу ХVIII, ХIХ и ХХ веков, работал над кандидатской диссертацией «Проблема типического в творчестве А. Фадеева». Будучи членом КПСС с 1945 года, постоянно вёл большую партийную работу: был секретарём партбюро института, читал лекции для населения по линии общества «Знание»; к тому же в течение ряда лет исполнял обязанности заведующего кафедрой языков и литературы, был деканом филологического факультета. Всё это, конечно, не способствовало завершению диссертации. Работа затянулась, тема уже не представлялась актуальной и к 1960-м годам была оставлена ради любимого в литературе – поэзии. Всё внимание учёного занимает литературное краеведение, прежде всего – творчество Бальмонта. В конце 60-х он и живёт в доме Бальмонта (Садовая, 15), снимая комнату в верхнем этаже.»

В Учёных записках ШГПИ Г.М. Сухарев публикует свои статьи, посвящённые А.С. Пушкину. В одной из них «О реализме лирики Пушкина» он говорит о недостаточности раскрытия некоторых проблем и вопросов пушкиноведения. Среди них проблема пушкинских традиций в русской и особенно советской литературе, проблема реализма и художественного своеобразия лирики Пушкина и т.д. Автор подчёркивает, что Пушкин создавал новую реалистическую поэзию, народную и подлинно национальную, создавал принципы литературного творчества, которые были восприняты поэтами следующих поколений.

Статья «Ценный вклад в Пушкиноведение», посвящена Б.В. Томашевскому – выдающемуся советскому литературоведу, одному из крупнейших пушкинистов. Выход в свет его капитального научно-исследовательского труда  «Пушкин» стало как бы итогом всей пушкинианы учёного. Но Г.М. Сухарев отмечает ряд недочётов в данной монографии. По его мнению, Томашевский иногда чрезмерно много привлекает второстепенного материала, в результате чего растворяется основная мысль. Также неправомерно большое место по отношению к основной теме книги занимает раздел, посвящённый театру 1817-1820гг.

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz