Библиотечно-информационный центр Шуйского филиала ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
Оттепель
Меню сайта

Важно
[03.04.2019]
Национальный стандарт на библиографическое описание источников (0)

Новости
[22.03.2024]
Выставка «Историки государства Российского»
[13.03.2024]
Выставка «Семья и школа»
[01.03.2024]
Выставка «Русский гений». «Что в имени тебе моем?»
[28.02.2024]
Книжная выставка «История русской философской мысли»
[20.02.2024]
Выставка «Основы безопасности: гражданская оборона, основы военной службы, ГТО»

Форма входа

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 23:52

"Оттепель"

«Оттепель» в русской литературе

Скоро проснутся деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят.

Из ст. «Оттепель» Н. Заболоцкого

 

В середине 1950-х годов обозначился новый период в развитии нашей культуры, связанный с глубокими изменениями в самой жизни и общественном самосознании.

Толчком для этих изменений послужило окончание Великой Отечественной войны, вызвавшее множество несбывшихся ожиданий и надежд, особенно в среде творческой интеллигенции. После смерти в 1953 г. И.В. Сталина важной вехой в истории страны стал 20 съезд партии, разоблачивший так называемый культ личности.

В октябре 1953 г. Николаем Заболоцким было опубликовано в журнале «Новый мир» написанное еще в 1948 г. стихотворение с многозначительным названием «Оттепель», прозрачная символика которого так соответствовала духу времени, а после выхода весной 1954 г. одноименной повести Ильи Эренбурга оно стало обозначением периода.

На Втором Всесоюзном съезде писателей (декабрь 1954 г.) в ходе острейших творческих дискуссий отчетливо проявилось стремление к художественному разнообразию, преодолению иллюстративности, развернулась критика концепции так называемого идеального героя.

В это же время процесс обновления начался в театре и кинематографе, живописи и музыке. Достаточно вспомнить «Театр на Таганке» и «Современник», фильмы М. Калатозова «Летят журавли» и Г. Чухрая «Баллада о солдате», художественные выставки в Манеже и Музее изобразительных искусств, вечера поэзии в Политехническом музее и открытие летом 1958 г. памятника В.В. Маяковскому, где поэты прямо на площади читали свои стихи.

С середины 1950-х годов стало выходить множество новых литературно-художественных журналов и альманахов: «Юность», «Москва», «Нева», «Волга», «Дон», «Урал», «Подъем», «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Русская литература» и др. Это время ознаменовалось приходом нового поколения поэтов, прозаиков и драматургов. Широкую известность получили имена Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Василия Аксенова, Юрия Казакова и многих других.

«Оттепель» в советской культуре продолжалась, несмотря на волнообразные процессы «потепления» - «похолодания», вплоть до конца 20 века.

К представителям обозначенного литературного периода можно отнести нашего земляка Геннадия Серебрякова.

Истоки его поэзии следует искать в его биографии.

Родители поэта Виктор Алексеевич и Клавдия Ивановна родились в деревне Смертино, в пяти верстах от живописных окрестностей всемирноизвестного села Палех. Сереброковы (серебряные оклады) – так, по преданию, звучала их фамилия. Из автобиографического очерка мы узнаем, что отец поэта, сын потомственного иконописца, стал красным командиром, чапаевским бойцом. О сложной судьбе Палеха, о его пути в революцию, о рождении нового искусства, связанного с лучшими традициями древнерусской живописи Геннадий Серебряков попытался рассказать в поэме «Солнечные кони».

Геннадий Серебряков родился в пути, в один из военных переездов семьи, 30 января 1937 года и был зарегистрирован в казахском городе Акмолинске. Великая Отечественная война застала семью на западной границе. Дети с матерью успели эвакуироваться с последним эшелоном. Горящие хлеба, обстрелы, бомбежки, невинную боль и кровь поэт покажет потом в поэме «Горячее лето».

О судьбе отца семье долго ничего не было известно. Лишь спустя много лет оставшиеся в живых его фронтовые друзья рассказали сыну о воинском подвиге отца. О храбрости и воинском искусстве Виктора Алексеевича Серебрякова на Брянщине ходили легенды. Там в знаменитом Дятьковском районе, где в полном окружении фашистов на партизанской силе продолжала держаться советская власть, на могиле отца Геннадия Викторовича установлен обелиск с надписью: «Виктору Алексеевичу Серебрякову - партизанскому Суворову». Судьба отца отозвалась в произведениях сына («Фронтовики», «Вторая родина» и др.)

Военные годы семья маленького Геннадия прожила в деревне Смертино. Здесь же он узнал цену крутому послевоенному хлебу, нелегкому крестьянскому труду.

Я вырос в деревенской стороне

И тягот с детства

Испытал немало.

Во мне любовь к земле

Произрастала

Из трепетной заботы о коне.

 

Забуду ли военного Гнедка,

Что вывели бойцы из окруженья?

Он к нам попал

По случаю раненья,

Как списанный «по чистой» из полка.

 

Я до сих пор припомнить не могу

Без той мальчишьей

Жалостливой дрожи,

Как вздрагивала розовая кожа

На месте раны

На его боку,

 

Как моему оборванному детству

Он с грустью затаенную внимал,

Как будто бы

Такое понимал,

Что я еще не знал

По малолетству.

 

Мы шастали с ним вместе по полям,

Переживая злую голодуху

И я свою останную краюху

Делил с Гнедком

По-братски пополам.

 

Едва окрепнув, впрягся он

В труды:

И плуг тянул,

И скудную поклажу.

И понемногу

Всю деревню нашу

Конь вывозил

Из горя и беды.

 

Я знал: добрее не было его,

Хотя на вид суровым он казался,

Как ласково

Губами он касался

Вихрастого затылка моего!. .

 

И отступали тяготы нужды,

И ранняя недетская усталость.

В жестоком этом мире

Раскрывалось

Передо мною

Чудо доброты.

 

И, может, мне, когда перед зарей

Мы тихо возвращались из ночного,

Приоткрывалась связь

Всего живого

Со мной,

С конем,

С родимою землей.

 

…Перевели в деревне лошадей.

Невыгодно держать их стало ныне.

И дети рано тянутся к машине,

Как будто бы к единственной святыне.

И как-то неспокойно

За детей.

(Из стихотворения «О лошадях»)

Геннадий Серебряков учился в городе Шуя в школе №1 ныне гимназия №1. Его учителем русского языка и литературы, руководителем литературного кружка, который он посещал, была Валерия Владимировна Павлова (Куроедова). В музее гимназии хранится ученическая тетрадь Г. Серебрякова, переданная дочерью В.В. Повловой. Тетрадь содержит реферат о художнике проиллюстрированный самим учеником. Рисунки Геннадия свидетельствуют о его способностях к рисованию.

После окончания учебы в индустриальном техникуме работал Серебряков на текстильных фабриках Поволжья. Путь в литературу у него был не прямым. Серьезное увлечение поэзией пришло к нему на целине. Оттуда была послана им тетрадка со стихотворными опытами в Литературный институт имени Горького. Потом была учеба. Журналистская работа в шуйской городской газете «Знамя коммунизма», в ивановской областной молодежной газете «Ленинец», в «Комсомольской правде», в журнале «Молодая гвардия».

Первые книги Серебрякова вышли в начале 1960-х. Материалом их служили жизненные впечатления, а пафос определялся атмосферой времени – безрассудным энтузиазмом молодых покорителей природы.

Он был бесспорным лидером молодой ивановской поэзии 60-х годов.

Геннадий Викторович запомнился землякам талантливым, красивым, молодым. И. Шомова, которая работала с ним в редакции газеты «Ленинец», вспоминает: «…Все его любили. Чувствовали талант, самородок! Ну а что он, ко всему, был еще и очень симпатичным, даже красивым, умножало число поклонников и в особенности поклонниц. Он был красив именно русской красотой: голубые глаза, прямой точеный нос, благородно вылепленный подбородок, прекрасная шевелюра чуть волнистых волос. Но, пожалуй, более всего его любили за добрый и веселый характер».

Серебряков пришелся по душе многим поэтам-фронтовикам. Его любил Владимир Жуков. Ему посвятил стихотворение поэт-фронтовик Михаил Львов. Серебряков стал наследником поэтов фронтового поколения, воспринимающий Иваново как город, хранящий нетленные заветы революции. И совсем неслучайно поэтической эмблемой города стало стихотворение Геннадия Викторовича – «Иваново».

В конце шестидесятых годов Серебрякова ЦК ВЛКСМ приглашает в Москву.

Переезд в столицу внес  перемену не только в жизнь поэта, но и его творчество. О московском периоде Серебрякова писал преподаватель ИвГУ профессор Л.Н. Таганов. Геннадий Викторович попал в тот специфический московский круг, где из него попытались сделать поэта резко зауженной правды, а вернее, неправды о России. Конечно, и в столице он писал неплохие стихи. Некоторые из них стали известными песнями: «Разговоры», «Гуси-Лебеди», «Любит - не любит», «Живая вода» и др. Лексика стиха, его фонетическая структура предельно демократичны и тяготеют к фольклору.

Разговоры

Песня

Тропинка узенькая вьется

Через сугробы у плетня.

Я прохожу, а у колодца

Судачат бабы про меня.

 

Разговоры, разговоры,

Слово к слову тянется.

Разговоры стихнут скоро,

А любовь останется.

 

Вон даже мама всполошилась.

Теперь беду не отвести.

Ах, как могла я, как решилась

Чужого парня увести?..

 

Ну говорите, говорите,

Чужие люди и родня.

Во всем вините и корите

Одну меня, одну меня.

 

Я буду жить под солнцем ясным,

Не опуская головы,

Лишь только б ты не побоялся

Поспешной на язык молвы.

 

Разговоры, разговоры,

Слово к слову тянется.

Разговоры стихнут скоро,

А любовь останется.

1972

Книга «Соловьи на снегу» (М., 1988) стала последней прижизненной книгой Серебрякова. Поэт умер 16 марта 1996 года, в нескольких километрах от Сергеева Посада поселке Семхоз.

Лучшее, что было в творчестве Геннадия Серебрякова, останется в русской поэзии. И это лучшее неотделимо от нашего края. Доказательство тому – книга его избранных стихов и воспоминаний о нем «Между прошлым и будущим» (составитель В. Сердюк), вышедшая в Иванове и выдержавшая уже два издания (1998, 2004).

В городе Шуя имя известного поэта увековечено в мемориальной доске на здании редакции газеты, в которой он работал. Писатель, поэт, Лауреат премии Ленинского комсомола, награжденный за свою творческую деятельность орденом Знак Почета, он создавал светлые, пронзительные вещи, воспевая любовь, справедливость, лучшие человеческие качества и каждое его произведение – признание в сыновней любви к России. Он был и остается поэтом Шуи, Иванова, России.

Список литературы

  1. Костров В. «Земное назначение свое…» / В. Костров // Серебряков Г.В. Избранное: стихотворение и поэмы / Г.В. Серебряков; вступ. ст. В. Кострова. – М.: Худ. лит. 1987. – С.3-6.

  2. Культурная атмосфера «оттепели» // Лейдерман Н.Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений: в 2 т. – Т.1: 1953-1968 / Н.Л. Лейдерман, А.П. Герасименко. – М.: Академия, 2003. – С.89-96.

  3. Куприяновский П. «Корни нас вовек не подводили»: новая книга лирики Геннадия Серебрякова / П. Куприяновский // Рабочий край. – 1981. – 4 февраля.

  4. Литература в годы «оттепели» // Русская литература 20 века: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений: в 2 т. – Т.2: 1940-1990-е годы / Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, Н.М. Малыгина и др.; под ред. Л.П. Кременцова. – 3-е изд., испр. И доп. – М. Академия, 2005. – С. 16-27.

  5. «Оттепель» // Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: курс лекций. – М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2003. – С.390-404.

  6. Поэзия 1950-1960-х годов // Зайцев В.А. История русской литературы второй половины 20 века: учебное пособие /  В.А. Зайцев, А.П. Герасименко. – М.: Академия, 2008. – С.9-52.

  7. Сердюк В. Между прошлым и будущим. К 60-летию Геннадия Серебрякова / В. Сердюк // Рабочий край. – 1997. – 29 января.

  8. Сердюк В. Он здесь, во вселенной: памяти Геннадия Серебрякова / В. Сердюк // Шуйские известия. 2003. – 11 октября.

  9. Серебряков Г.В. Избранное: стихотворение и поэмы / Г.В. Серебряков; вступ. ст. В. Кострова. – М.: Худ. лит., 1987. – 559 с., портрет.

  10. Солонин П. Динамизм вдохновения: размышления над строками поэмы Геннадия Серебрякова «Солнечные кони» / П. Солонин // Рабочий край. – 1982. - 9 сентября.

  11. Таганов Л. Если говорить начистоту…: трудные заметки о книге «Между прошлым и будущим» / Л. Таганов // Рабочий край. – 1998. – 13 февраля.

  12. Таганов Л.Н. «Ивановский миф» в литературе второй половины 20 века / Л.Н. Таганов // Таганов Л.Н. «Ивановский миф» и литература / Л.Н. Таганов. - Иваново: МИК, 2006. – С. 263-277.

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz