Библиотечно-информационный центр Шуйского филиала ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
|
|
|||||||
|
"Оттепель" «Оттепель» в русской литературе Скоро проснутся деревья, Скоро, построившись в ряд, Птиц перелетных кочевья В трубы весны затрубят. Из ст. «Оттепель» Н. Заболоцкого
В середине 1950-х годов обозначился новый период в развитии нашей культуры, связанный с глубокими изменениями в самой жизни и общественном самосознании. Толчком для этих изменений послужило окончание Великой Отечественной войны, вызвавшее множество несбывшихся ожиданий и надежд, особенно в среде творческой интеллигенции. После смерти в 1953 г. И.В. Сталина важной вехой в истории страны стал 20 съезд партии, разоблачивший так называемый культ личности. В октябре 1953 г. Николаем Заболоцким было опубликовано в журнале «Новый мир» написанное еще в 1948 г. стихотворение с многозначительным названием «Оттепель», прозрачная символика которого так соответствовала духу времени, а после выхода весной 1954 г. одноименной повести Ильи Эренбурга оно стало обозначением периода.
На Втором Всесоюзном съезде писателей (декабрь 1954 г.) в ходе острейших творческих дискуссий отчетливо проявилось стремление к художественному разнообразию, преодолению иллюстративности, развернулась критика концепции так называемого идеального героя. В это же время процесс обновления начался в театре и кинематографе, живописи и музыке. Достаточно вспомнить «Театр на Таганке» и «Современник», фильмы М. Калатозова «Летят журавли» и Г. Чухрая «Баллада о солдате», художественные выставки в Манеже и Музее изобразительных искусств, вечера поэзии в Политехническом музее и открытие летом 1958 г. памятника В.В. Маяковскому, где поэты прямо на площади читали свои стихи.
С середины 1950-х годов стало выходить множество новых литературно-художественных журналов и альманахов: «Юность», «Москва», «Нева», «Волга», «Дон», «Урал», «Подъем», «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Русская литература» и др. Это время ознаменовалось приходом нового поколения поэтов, прозаиков и драматургов. Широкую известность получили имена Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Василия Аксенова, Юрия Казакова и многих других. «Оттепель» в советской культуре продолжалась, несмотря на волнообразные процессы «потепления» - «похолодания», вплоть до конца 20 века. К представителям обозначенного литературного периода можно отнести нашего земляка Геннадия Серебрякова.
Истоки его поэзии следует искать в его биографии. Родители поэта Виктор Алексеевич и Клавдия Ивановна родились в деревне Смертино, в пяти верстах от живописных окрестностей всемирноизвестного села Палех. Сереброковы (серебряные оклады) – так, по преданию, звучала их фамилия. Из автобиографического очерка мы узнаем, что отец поэта, сын потомственного иконописца, стал красным командиром, чапаевским бойцом. О сложной судьбе Палеха, о его пути в революцию, о рождении нового искусства, связанного с лучшими традициями древнерусской живописи Геннадий Серебряков попытался рассказать в поэме «Солнечные кони».
Геннадий Серебряков родился в пути, в один из военных переездов семьи, 30 января 1937 года и был зарегистрирован в казахском городе Акмолинске. Великая Отечественная война застала семью на западной границе. Дети с матерью успели эвакуироваться с последним эшелоном. Горящие хлеба, обстрелы, бомбежки, невинную боль и кровь поэт покажет потом в поэме «Горячее лето». О судьбе отца семье долго ничего не было известно. Лишь спустя много лет оставшиеся в живых его фронтовые друзья рассказали сыну о воинском подвиге отца. О храбрости и воинском искусстве Виктора Алексеевича Серебрякова на Брянщине ходили легенды. Там в знаменитом Дятьковском районе, где в полном окружении фашистов на партизанской силе продолжала держаться советская власть, на могиле отца Геннадия Викторовича установлен обелиск с надписью: «Виктору Алексеевичу Серебрякову - партизанскому Суворову». Судьба отца отозвалась в произведениях сына («Фронтовики», «Вторая родина» и др.) Военные годы семья маленького Геннадия прожила в деревне Смертино. Здесь же он узнал цену крутому послевоенному хлебу, нелегкому крестьянскому труду. Я вырос в деревенской стороне И тягот с детства Испытал немало. Во мне любовь к земле Произрастала Из трепетной заботы о коне.
Забуду ли военного Гнедка, Что вывели бойцы из окруженья? Он к нам попал По случаю раненья, Как списанный «по чистой» из полка.
Я до сих пор припомнить не могу Без той мальчишьей Жалостливой дрожи, Как вздрагивала розовая кожа На месте раны На его боку,
Как моему оборванному детству Он с грустью затаенную внимал, Как будто бы Такое понимал, Что я еще не знал По малолетству.
Мы шастали с ним вместе по полям, Переживая злую голодуху И я свою останную краюху Делил с Гнедком По-братски пополам.
Едва окрепнув, впрягся он В труды: И плуг тянул, И скудную поклажу. И понемногу Всю деревню нашу Конь вывозил Из горя и беды.
Я знал: добрее не было его, Хотя на вид суровым он казался, Как ласково Губами он касался Вихрастого затылка моего!. .
И отступали тяготы нужды, И ранняя недетская усталость. В жестоком этом мире Раскрывалось Передо мною Чудо доброты.
И, может, мне, когда перед зарей Мы тихо возвращались из ночного, Приоткрывалась связь Всего живого Со мной, С конем, С родимою землей.
…Перевели в деревне лошадей. Невыгодно держать их стало ныне. И дети рано тянутся к машине, Как будто бы к единственной святыне. И как-то неспокойно За детей. (Из стихотворения «О лошадях») Геннадий Серебряков учился в городе Шуя в школе №1 ныне гимназия №1. Его учителем русского языка и литературы, руководителем литературного кружка, который он посещал, была Валерия Владимировна Павлова (Куроедова). В музее гимназии хранится ученическая тетрадь Г. Серебрякова, переданная дочерью В.В. Повловой. Тетрадь содержит реферат о художнике проиллюстрированный самим учеником. Рисунки Геннадия свидетельствуют о его способностях к рисованию. После окончания учебы в индустриальном техникуме работал Серебряков на текстильных фабриках Поволжья. Путь в литературу у него был не прямым. Серьезное увлечение поэзией пришло к нему на целине. Оттуда была послана им тетрадка со стихотворными опытами в Литературный институт имени Горького. Потом была учеба. Журналистская работа в шуйской городской газете «Знамя коммунизма», в ивановской областной молодежной газете «Ленинец», в «Комсомольской правде», в журнале «Молодая гвардия». Первые книги Серебрякова вышли в начале 1960-х. Материалом их служили жизненные впечатления, а пафос определялся атмосферой времени – безрассудным энтузиазмом молодых покорителей природы. Он был бесспорным лидером молодой ивановской поэзии 60-х годов. Геннадий Викторович запомнился землякам талантливым, красивым, молодым. И. Шомова, которая работала с ним в редакции газеты «Ленинец», вспоминает: «…Все его любили. Чувствовали талант, самородок! Ну а что он, ко всему, был еще и очень симпатичным, даже красивым, умножало число поклонников и в особенности поклонниц. Он был красив именно русской красотой: голубые глаза, прямой точеный нос, благородно вылепленный подбородок, прекрасная шевелюра чуть волнистых волос. Но, пожалуй, более всего его любили за добрый и веселый характер». Серебряков пришелся по душе многим поэтам-фронтовикам. Его любил Владимир Жуков. Ему посвятил стихотворение поэт-фронтовик Михаил Львов. Серебряков стал наследником поэтов фронтового поколения, воспринимающий Иваново как город, хранящий нетленные заветы революции. И совсем неслучайно поэтической эмблемой города стало стихотворение Геннадия Викторовича – «Иваново». В конце шестидесятых годов Серебрякова ЦК ВЛКСМ приглашает в Москву. Переезд в столицу внес перемену не только в жизнь поэта, но и его творчество. О московском периоде Серебрякова писал преподаватель ИвГУ профессор Л.Н. Таганов. Геннадий Викторович попал в тот специфический московский круг, где из него попытались сделать поэта резко зауженной правды, а вернее, неправды о России. Конечно, и в столице он писал неплохие стихи. Некоторые из них стали известными песнями: «Разговоры», «Гуси-Лебеди», «Любит - не любит», «Живая вода» и др. Лексика стиха, его фонетическая структура предельно демократичны и тяготеют к фольклору. Разговоры Песня Тропинка узенькая вьется Через сугробы у плетня. Я прохожу, а у колодца Судачат бабы про меня.
Разговоры, разговоры, Слово к слову тянется. Разговоры стихнут скоро, А любовь останется.
Вон даже мама всполошилась. Теперь беду не отвести. Ах, как могла я, как решилась Чужого парня увести?..
Ну говорите, говорите, Чужие люди и родня. Во всем вините и корите Одну меня, одну меня.
Я буду жить под солнцем ясным, Не опуская головы, Лишь только б ты не побоялся Поспешной на язык молвы.
Разговоры, разговоры, Слово к слову тянется. Разговоры стихнут скоро, А любовь останется. 1972 Книга «Соловьи на снегу» (М., 1988) стала последней прижизненной книгой Серебрякова. Поэт умер 16 марта 1996 года, в нескольких километрах от Сергеева Посада поселке Семхоз. Лучшее, что было в творчестве Геннадия Серебрякова, останется в русской поэзии. И это лучшее неотделимо от нашего края. Доказательство тому – книга его избранных стихов и воспоминаний о нем «Между прошлым и будущим» (составитель В. Сердюк), вышедшая в Иванове и выдержавшая уже два издания (1998, 2004). В городе Шуя имя известного поэта увековечено в мемориальной доске на здании редакции газеты, в которой он работал. Писатель, поэт, Лауреат премии Ленинского комсомола, награжденный за свою творческую деятельность орденом Знак Почета, он создавал светлые, пронзительные вещи, воспевая любовь, справедливость, лучшие человеческие качества и каждое его произведение – признание в сыновней любви к России. Он был и остается поэтом Шуи, Иванова, России.
|
Copyright MyCorp © 2024 |